Опасная журналистика

25.07.2016

Опасная журналистика

Буквально накануне его гибели в Доме печати прошла конференция Союза журналистов Республики Алтай, на которой избрали делегата на внеочередной съезд и узнали много нового о предстоящих выборах. Ветеран журналистики Горного Алтая Борис Алушкин предупредил коллег о том, что предстоит серьезнейшая и добавлю тончайшая работа со словом, чтобы, в конце концов, не попасть в западню. Сегодня журналистика становится одной из опасных, самых опасных профессий в мире. Только за последнее время в Украине погибли несколько репортеров, главным оружием которых было слово. Сложили головы корреспонденты Первого канала и «Россия-1». Не повезло и их украинским коллегам. Их тоже настигла пуля. Как власти не любят правду, за которую сегодня складывают свои головы журналисты!

Слава Богу, сегодня в России не убивают и не сажают тех, кто пишет на политические темы. Но зачастую всегда в особенности местные власти преследуют за сказанное против их воли слово. Не сразу, так после, выжидая удобного момента. А журналист, защищая правду, увы, бывает беззащитен перед власть имущими.

Гостями нашего круглого стола стали Борис Алушкин – председатель Союза журналистов Республики Алтай; Валерий Крушинский - главный редактор газеты «Городок» (Риддер, Восточно-Казахстанской области); Иброхим Халимбеков - председатель Союза журналистов Узбекистана; Вячеслав Параев- учредитель Союза журналистов Республики Алтай, корреспондент газеты «Вестник Горно-Алтайска». Ведет круглый стол - Алексей Ивашкин.

Алексей Ивашкин. Борис Кондулеевич, чем была вызвана необходимость собрать в столь короткие сроки внеочередную конференцию?

Борис Алушкин. Когда мы начали свою работу, то не знали о злодейском убийстве нашего коллеги Павла Шеремета. Светлая ему память! А собрались журналисты, редакторы, представители пресс-служб не случайно. 12 августа в Москве пройдет внеочередной съезд Союза журналистов России. На нем, вероятно, будет присутствовать и Президент Владимир Путин. Понятно, что речь пойдет о предстоящих 18 сентября выборах в Государственную Думу седьмого созыва и конечно, о роли журналистов в этом непростом процессе. Мы вместе с нашим избранным делегатом Сахаяной Мамаевой постараемся довести до высших кругов свою позицию. Наверняка, на съезде пойдет разговор о положении журналиста в современном обществе, о рисках профессии, об этике и о многом другом. Вопрос, что называется, назрел.

Вячеслав Параев. С каждым годом работать становится все сложнее. Даже в нашей маленькой газете в последнее время появились серьезные проблемы. Нет, речь не идет о финансировании, хотя тоже следовало бы об этом сказать вслух. Именно в последнее время на нашу газету стало оказываться давление со стороны руководства информационно-аналитического отдела администрации города. Зачем-то нам, профессиональным журналистам, вместо конкретной методической помощи устроили разборку: во сколько мы приходим на работу, чем занимаемся на рабочем месте, сколько и о чем пишем, выполняем ли должностные инструкции. Искусственно ограничили тираж газеты. И это было настолько унизительно. На мою реплику: мол, сколько платите, столько и работаем, был такой ответ, который меня, журналиста с 30-летним стажем, просто покоробил. Попробовали бы городские чиновники пожить на нашу мизерную зарплату или хотя бы на один месяц поменяться с нами своим жалованием! Понятно, что плохо писать о работе мэрии мы не можем, тем более критиковать чиновников нельзя. Сразу запишут во враги.

Иброхим Халимбеков. Для журналиста, считаю, прежде всего, должен быть стимул в работе. Иначе он превратится в простого канцеляриста, который тупо описывает события вокруг него. И тогда издание станет пресным и не интересным. Поэтому наш союз решил иначе. Мы установили специальную ежегодную премию для журналистов, которые остро пишут на темы противодействия коррупции. Согласитесь, тема очень непростая. Тем более, что и у нас не все так гладко в этой области. Первая премия за объективный и острый материал - легковой автомобиль «Matiz». Есть и другие материальные стимулы. И в Узбекистане наши журналисты тоже критикуют власть, разоблачают клановость. Но убийств и шантажа не бывает. Потому что закон суров, а наказание неотвратимо.

Валерий Крушинский. Наверняка, вы слышали о «громком деле» председателя Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева, которого 22 февраля заключили под домашний арест по подозрению в коррупции и мошенничестве. Тогда в печати поднялась большая волна, в том числе позиции журналистов Казахстана поддержал и Российский Союз журналистов. Всеволод Богданов направил письмо Президенту Назарбаеву с просьбой взять дело под личный контроль. Не считаю в целом прессу Казахстана закрытой. Журналисты поднимают очень острые темы, в том числе и политические. Не слышал, чтобы именно за это кого-то прессовали, сажали в тюрьму или, страшно подумать, убивали.

Борис Алушкин. Иногда моральное давление на прессу перенести бывает тяжелее. Хорошо помню жуткий конфликт, который разгорелся в годы правления Семена Зубакина, когда прежний главный редактор республиканской газеты «Звезда Алтая», правда, покойный ныне Александр Востягин уехал в Томск, а на его место президиум Госсобрания временно направил первого заместителя главреда Алексея Ивашкина. Тогда разгорелся настоящий скандал, так как Госсобрание видело на посту своего коллегу-депутата Алексея Ивашкина, а правительство - недоучившуюся Надежду Гайсину, которая приехала на постоянное место жительство из Туркмении. Конфликт, затеянный аппаратом тогдашнего правительства с парламентом, выплеснулся на газетные станицы, в телеэфир, больно ударил по репутации «Звезды Алтая» и ее тиражу. Все, нашего коллегу потом просто «съели», довели до больничной койки, а в редакции начался настоящий раздрай. С тех пор тираж «Звезды Алтая», к сожалению, неуклонно падает.

Алексей Ивашкин. Борис Кондулеевич, незачем, думаю, вспоминать события 16-летней давности. Мне, конечно, тогда пришлось тяжело, но выжил, не бросил любимую журналистику. Дело не в моей персоне, а в отношении к нашей профессии властей.

Валерий Крушинский. Выходит, Алексей Сергеевич, вас не в первый раз прессуют? Настоящего журналиста-профессионала власти всегда боятся, остерегаются и готовы избавиться от него любыми способами, заткнуть ему рот. В том числе и урезать заработную плату. Поэтому лучше, конечно, в материальном плане коммерческая журналистика, хотя и в ней работать тоже небезопасно, на мой взгляд.

Вячеслав Параев. Добавлю к сказанному. Алексей Сергеевич уже трижды за свою сорокалетнюю деятельность в журналистике попадает в своеобразную мясорубку. Второй раз после Гайсиной в той же «Звезде Алтая» его, Нину Витовцеву, Тамару Чепрасову, Нину Попову, других не менее известных сотрудников преследовала под разными мотивами госпожа Дудолина. Поэтому ушли профессионалы высокого класса. Отрицательный результат – налицо. Мне очень жаль свою родную газету, которой отдал много лет и в которое сегодня не работаю. Тираж упал до минимальной отметки. Сегодняшнему коллективу трудно восполнить потери.

Борис Алушкин. За мою многолетнюю практику не раз приходилось сталкиваться с проявлениями произвола представителей властей по отношению к редакторам, сотрудникам СМИ, даже к нам, общественникам, слышать угрозы в наш адрес. Вспоминаю нынешнюю конференцию по выборам общественного совета в Горно-Алтайске. Начальник информационного отдела администрации города госпожа Ахламенок просто «затыкала рты» тем, кто пытался ей возразить. Хорошо, что вмешался вице-мэр Станислав Тюхтенев и осадил ее. Городским властям, видимо, нужен был управляемый общественный совет, составленный по их схеме: «одобрям-сс». Не получилось, в него, и это правильно, вошла здоровая оппозиция в лице депутата Василия Кудирмекова.

Алексей Ивашкин. Что-то мы перешли на личности. Давайте поговорим об общих наших проблемах. Не секрет, что муниципальным, да и региональным газетам сегодня остро не хватает средств для нормальной жизни. Как заработать эти деньги и стать более независимым в финансовом плане от властей?

Валерий Крушинский. Во-первых, надо подумать о тиражах наших изданий, то есть поднимать их, расширять читательскую аудиторию. Чем выше тираж, тем меньше типографских затрат. Это азбучная истина. Во-вторых, следует искать рекламодателей и способ дополнительных заработков. В качестве примера приведу нашу редакцию. Мы в свободное от выпуска газеты время занимаемся изготовлением сувениров, наклеек, делаем специальные термические надписи на футболках, бейсболках, на посуде. Для популяризации газеты «Городок» лично я организую большое ралли на вездеходах по окрестностям Риддера. И люди приходят на эти мероприятия, выписывают и читают нашу газету. Поэтому тираж понемногу возрастает.

Иброхим Халимбеков. Заниматься только производством газет – значит, смотреть в день вчерашний. Большинство наших изданий дублируют себя в Интернете. То есть расширяют читательскую аудиторию. Это дополнительный плюс и в моральном, и в материальном планах. Рекламодателю, да и читателю нужен высокий тираж.

Алексей Ивашкин. Согласен. Когда печатное издание выходит еще и в Интернете, имеет свой сайт, то это дает большие преимущества. Кстати, наш «Вестник» тоже начал пробивать себе дорогу в Интернете. Вы уже, наверное, это заметили.

Борис Алушкин. Подводя черту сказанному, думаю, нелишне заметить: современная журналистика должна быть в первую очередь объективной, достоверной, правдиво и всесторонне отражающей нашу жизнь, в каком бы государстве мы ни находились. Для нас главное - служить людям, служить нашим читателям, воспитывать настоящих граждан своей родины. Как бы власти ни пытались приспособить рупор общественного мнения под свои интересы, у них это не получится. Так как народ все равно из разных источников получает зерна правды. И чем больше зерен правды мы посеем в сердцах наших читателей, тем лучше будем жить.