Кавказский «излом»

23.05.2017

Кавказский «излом»

И это стало сильно заметно после прихода к власти Михаила Саакашвили. Что бы он там ни говорил, сколько бы ни жевал свой галстук, Грузия все дальше и дальше отдалялась от России, нахмуривала брови, грозила из-за Кавказского хребта, якобы для того, чтобы избежать негативного влияния РФ на свою экономику и политические процессы. А политические процессы там ой, как не простые. Словом, нестабильность и неопределенность во внутренней политике вынудила ее лидера повернуться лицом к Западу и просить у него помощи.

Как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Вот и покусился в свое время на этот сыр Михаил Саакашвили. Его судьба печальна и поучительна. Сбежал с родины, поселился на Украине, взялся за Одесскую область и с треском провалился. Куда там ему, «хозяину революции роз и борцу с коррупцией» до Петра Порошенко, его нового покровителя. Того сейчас тоже освистывают и прогоняют с трибун. Как в песне поется, «Ждать уже недолго…».

Сбежал Саакашвили, а что в Грузии? А там без перемен. Семена мракобесия, посеянные им, дают всходы зла и ненависти. В Грузии стали еще больше присматриваться с Евросоюзу: мол, а что если мы будем хамить России, подыгрывать НАТО, может что и перепадет с «Брюссельского стола»? Тем более, что Россия всеми силами борется против запрещенной во многих странах террористической организации «Исламское государство». А что если сыграть на этом и угодить Евросоюзу? Мыслишек всяких таких много в головах современных грузинских политиков. Попробуем вступить в НАТО? Вот у российских лидеров тогда затрясутся поджилки. Ошибаетесь, господа грузинские политики и их заокеанские хозяева. Устарела теория Алена Даллеса, которую он выдвинул еще до первого испытания атомного оружия. Сегодня Россия располагает мощнейшим военным и дипломатическим потенциалом.

А к чему может привести расширение Североатлантического альянса за счет государств постсоветского пространства, прежде всего Грузии и Украины? Это несет в себе огромные политические и военные риски, связанные с неурегулированными территориальными спорами и социально-экономическими проблемами стран-кандидатов. А если Грузия вдруг станет членом НАТО, то это неизбежно изменит баланс сил в Кавказском регионе и негативным образом отразиться на безопасности соседей, прежде всего Азербайджана и Армении. Слишком мала по российским меркам территория Кавказа довольно много проживает там людей, добавлю, с горячей южной кровью. Как правило, кавказские семьи многодетны, поэтому родственников везде много. Вот поэтому в грузинском обществе нет единого мнения о необходимости вступления в НАТО. Тем более, что урок 8 августа 2008 года, который преподали российские войска грузинским «воякам» в Цхинвале, до сих пор в памяти многих грузин.

К тому же и представители некоторых авторитетных зарубежных НПО считают поспешным рассмотрение вопроса о принятии Грузии в НАТО. По их мнению, наличие территориальных проблем, коррупция, дискриминация нацменьшинств, растущее экономическое неравенство могут вызвать серьезные внутриполитические конфликты в стране и серьезно ударить по имиджу НАТО. В то же время администрация США, оказывая давление на европейских партнеров по вопросу приема Грузии в Североатлантический альянс, имеет лишь свою узкогосударственную выгоду, рассчитывая использовать ее территорию для военной операции против соседнего Ирана. Словом, меркантильный интерес.

Стоит вспомнить еще об одном факторе. Канал вывода вооружений государств-участников Миссии содействия стабильности и безопасности в Афганистане, проходивший в свое время через Грузию, использовался странами НАТО для наполнения страны оружием и военной техникой. Видимо, Саакашвили решил, что этого арсенала вполне хватит, чтобы побряцать оружием, напугать Россию и поставить на колени народы Южной Осетии в 2008 году. Тогда не получилось. Но оружие и часть неразбитой техники все же припрятали «до лучших времен».

Известно, что сегодня Россия – стратегический и надежный союзник Абхазии и Южной Осетии, первая страна, признавшая независимость республики в 2008 году. Это позволило исключить всяческие попытки Тбилиси решить территориальные проблемы военным путем. Признание Москвой их независимости и суверенитета пересмотру не подлежит. Это прекрасно понимают и в Евросоюзе, и в США. Но попыток дискредитировать отношения союзников не прекращают. Россия сегодня кровно заинтересована в Развитии Южной Осетии и Абхазии, как стабильных, независимых и дружественных государств. Это всем понятно. Кроме либерально настроенных сил в России, добавлю, прозападных сил, для которых любое малейшее ухудшение российско-абхазских отношений, повод потереть руки и сказать, что в 2008 году в отношении Абхазии и Южной Осетии властями РФ была допущена ошибка.

И в Абхазии оппозиционно и враждебно настроенные элементы тоже не дремлют. В ход идут все средства. В том числе и религия. Непоправимый ущерб российско-абхазским отношениям наносит деятельность националистически настроенных представителей истеблишмента Республики Абхазия, которые педалируют процесс легитимизации автокефальной абхазской православной культуры. Параллельно Турция проводит работу по формированию в Абхазии протурецки ориентированной элиты из числа так называемой перспективной молодежи. Вузы Турецкой Республики активно предлагают места для абитуриентов из Абхазии. Причем обучение бесплатное, в том числе и турецкого языка.

В Абхазию проникает ислам. Осторожно, как бы прощупывая под ногами почву, он начинает распространяться по всем городам и селениям. Местные мусульмане обсуждают планы строительства в Абхазии мечетей. На какие средства? Анкара не скрывает своих религиозных аппетитов на Кавказе. Тем более, что ислам может повлиять на всю религиозно-социальную обстановку на всем Кавказе. Одним из направлений турецкой экспансии в Абхазии является реализация различных экономических проектов, в которые вовлекаются местные чиновники, депутаты, лоббирующие интересы своих турецких партнеров. Словом, политическая обстановка в Абхазии непростая. Если учесть и тот фактор, что когда-то, в советское время, она входила в состав Грузинской ССР на правах автономии.

Интересный факт обнародовало буквально на днях одно информационное агентство. Главный дипломат Австрии Себастьян Курц озвучил голубую мечту всего ЕС: разместить беженцев за пределами Евросоюза. И Грузия, по его мнению, подходит лучше всего.

На днях начальник Генштаба Грузии В. Чачибая, вслед за своим министром обороны Л. Изория, вновь предложил НАТО воспользоваться портом Поти для размещения военно-морской базы. По их словам, это необходимо для усиления альянса на Чёрном море, ведь сколько можно спрашивать разрешения у Турции воспользоваться проливами, в соответствии с конвенцией Монтрё?

Румынский коллега Изория Г. Б. Леш также поддерживает данное предложение. Ведь подоплёка проста: русские теперь полновластные хозяева Чёрного моря, нужно создавать противовес, особенно после вхождения Крыма в РФ.

Но грузин ничему не учит история; европейцы давно обогнали по наглости персонажей русских поговорок по поводу печи, хаты и незваных гостей. Вот и теперь глава МИД Австрии делает заявление на тему беженцев. Он, конечно, упомянул и Балканы, и Египет, но в свете грузинских униженно-просящих предложений о флоте НАТО в Поти тревогу вызывает именно эта страна.

Опасностей тут несколько. Во-первых, сама база ВМФ в непосредственной близости от границ РФ. Мы, конечно, можем ответить созданием парочки оперативных баз в той же Сербии, президент Николич будет только счастлив, однако главная опасность в другом.

Во-вторых, среди тысяч мигрантов, наводнивших Европу, скрывается до поры до времени много террористов из всех мастей запрещённых группировок, вдоволь навоевавшихся в Сирии и дюже злых на Россию. Размещаясь на территории Грузии, они вполне могут с согласия и при непосредственном участии грузино-западного правительства создать боевые группы для организации жёстких провокаций в Южной Осетии и Абхазии. Ведь буквально несколько дней назад генерал Петр Павел, председатель военного комитета НАТО, призвал РФ отозвать признание республик. А Грузия очень хочет вернуть контроль над территориями, утерянными в 2008-м году в ходе операции по принуждению к миру.

Картина складывается следующая: поставлена задача создать ещё один очаг напряжённости у российских границ. Поднимать на борьбу слабых духом местных националистов бесполезно, ведь, как показала практика, прав был Лермонтов, когда писал в своём «Демоне»: «Недолго продолжался бой: бежали робкие грузины!». Следовательно, надо привлекать дополнительные дестабилизирующие силы, а для этого лучше всего подходят бармалеи, которых их лидер Абу-Бакр аль-Багдади отправил прятаться в подполье.

Поддерживаемые флотом Альянса, боевики и местные будут гораздо более серьёзно относиться к поставленной задаче. Как знать, не увидим ли мы снова Цхинвал, рушащийся под ударами грузинских «Градов»? Только вслед могут прийти уже не местные вояки, а одни из самых боеспособных сейчас и вооруженных лиц на нашей планете.

Не так все просто в Кавказском регионе, на который устремлены взоры не только людей в погонах, но и дипломатов самого высокого уровня. У них задача любыми способами отработать деньги, потраченные на них заокеанскими хозяевами, любыми способами создать очаг напряженности у южных границ России.

Дмитрий СОКОЛОВ.

(Окончание следует).