Григорий Штерн - легендарный командарм Халхин-Гола

13.02.2019

Григорий Штерн - легендарный командарм Халхин-Гола

Военная биография Григория Штерна, уроженца города Смелы Черкасского уезда Киевской губернии, началась в неполных 19 лет, когда юноша добровольно вступил бойцом в 5-й полк 1-й стрелковой бригады 2-й Украинской Советской стрелковой (повстанческой) дивизии Красной Армии. Он прошел большой путь от бойца до командарма – генерал-полковника и был удостоен звания Героя Советского Союза.

В годы гражданской войны Григорий Штерн воевал против батьки Махно, барона Врангеля. В июле 1923 года его направили в Узбекистан, назначили военкомом 2-й Отдельной Туркестанской кавбригады 13-го стрелкового корпуса Ферганской группы войск. Там он научился хорошо воевать и хорошо работать с людьми. После удачного завершения военной операции на КВЖД в 1929 году Григорий Михайлович 7 лет служил на разных должностях в наркомате обороны СССР, лично сопровождал наркома, маршала Советского Союза Клима Ворошилова.

В декабре 1936 года Григорий Штерн получил назначение в Испанию главным военным советником Генштаба республиканской армии, воевавшей против мятежного фашистского генерала Франко, которого поддерживали Гитлер и Муссолини. 16 месяцев Штерн провёл за границей. Там судьба свела его с будущим адмиралом, героем Великой Отечественной войны Н. Кузнецовым. Они нашли общий язык.

Григорий Штерн участвовал в управлении Харамской операцией на реке Харама, южнее Мадрида. Благодаря его умелым действиям была наголову разбита 40 тысячная группировка войск мятежного генерала Франко. Штерн руководил Гвадалахарским сражением, где удалось разгромить 50-тысячный итальянский экспедиционный корпус. Весь 1937 год военный советник находился на передовой. Классическую военную науку в Испании было применять трудно, поэтому Штерну приходилось заниматься военным творчеством. И небезуспешно. Чтобы понимать действия своих коллег, он выучил при этом испанский язык. Григорий Михайлович исправлял ошибки профессиональных переводчиков, когда приходили телеграммы, донесения на испанском языке. Штерн помогал испанским командирам вырабатывать тактику боёв с фашистскими танками и самолётами.

За боевые заслуги в Испании в апреле 1938 года Штерн сразу был награждён орденами Ленина и Боевого Красного Знамени.

В том же месяце Григорий Михайлович получил назначение на Дальний Восток, где шла японо-китайская война. Всего за год комкор Штерн сумел поднять боеготовность советских войск, перевооружить их и одержать победу на озере Хасан. Он был начальником штаба Дальневосточного фронта. За победу над японцами полководцу вручили орден Боевого Красного Знамени.

Спустя 70 лет, в 2008 году, племянник Григория Михайловича Геннадий Исаакович Штерн в составе делегации из Черкасской области побывал на месте Хасанских событий 1938 года. Там возложили цветы памяти, к обелискам героям тех далёких суровых лет, пополнили экспонаты музеев, в том числе и Смелянского, на родине Григория Михайловича Штерна. Автор этих строк в прошлом году побывал в Черкасской области, в городе Смелы, посетил краеведческий музей и ту гимназию, которую окончил Григорий Михайлович Штерн. Там собраны уникальные экспонаты, рассказывающие о боевом пути выдающегося полководца Штерна.

В конце 1938 год герой хасанских событий назначается командующим 1-й Отдельной Краснознамённой Дальневосточной Армии. Там проявился его военный талант. И вскоре он очень пригодился советским и монгольским частям в боях на реке Халхин-Гол.

В связи с военными событиями в Монголии Штерн назначается командующим фронтовой группой войск, который подчинялся непосредственно наркому обороны СССР. Монгольскими войсками командовал тогда Х. Чойбалсан, а снабжением армии занимался будущий Генеральный секретарь МНРП Ю. Цеденбал. Уже к концу июля 1939 года успешной советско-монгольской контратакой японцы были отброшены на исходные позиции. Большая роль в этих военных операциях принадлежала, конечно, выдержанному, опытному, умному талантливому военачальнику Григорию Михайловичу Штерну. К тому он, по свидетельству сослуживцев, в противодействие расстрельным приговорам Георгия Жукова и военным трибуналом добивался того, что Президиум Верховного Совета СССР дал Военному совету фронтовой группы право помилования провинившихся военнослужащих. И как потом писал участник боёв на реке Халхин-Гол П. Григоренко: «Он их помиловал. Проявив разум и милосердие. Все бывшие смертники прекрасно себя показали в боях, и все были награждены, вплоть до звания Героя Советского Союза. Таковы результаты милосердия…». Григорий Михайлович неизменно старался упреждать действия противника, предвидеть осложнения на фронте. Он привык разрабатывать операции «с ювелирной точностью». Штерн знал лучше Жукова слабые и сильные стороны японцев, так как имел опыт победы над ними, к тому же он опирался на монгольские части, которые обороняли свою землю и проявили настоящий патриотизм.

Полностью 104-х дневные боевые действия на реке Халхин-Гол закончились 16 сентября 1939 года полной победой советско-монгольских войск. Японцы отступили и затаились на долгие шесть лет.

19 сентября 1939 года Штерн и группа высших офицеров РККА были награждены правительственными наградами. А 7 ноября 1939 года впервые в Улан-Баторе прошёл парад монголо-советских войск в честь победы. 27 ноября 1939 года Григорий Штерн. выступая на заседании Политбюро ЦК, сообщил, что одержанная на Халхин-Голе победа позволяет развернуть войска и вытеснить японцев с территории Китая, Кореи и других стран Юго-Восточной Азии. Однако Сталин отклонил это смелое предложение. Как опытный разведчик и военачальник, Григорий Михайлович имел информацию о деятельности зловещего «отряда 731». Однако полного документального отчёта о чудовищных экспериментах японской военщины на захваченной китайской территории он не получил, или не успел получить.

Уже 13 декабря 1939 года Григорий Штерн, вернувшийся из Монголии, принимает командование 8-й армии на финском направлении. Практически без отдыха он начинает быстро входить в сложную ситуацию, в которую попали советские части после неудачных атак на линию Маннергейма.

На этой войне участвовали не только части, сформированные в центральной части России, но и в Сибири. В частности, в составе 8-й армии успешно воевали 118-батальон, сформированный в Бийске и 119- в Барнауле. Удалось разыскать родственников одного участника тех событий. Это Иван Семёнович Ларичев, призванный ещё в 1937 году из Грязнухинского района Алтайского края. В его семье часто вспоминали фамилию Штерна, как талантливого командира. Иван Семёнович, как кадровый военный, участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен, но вернулся с победой. Сказалась военная выучка. Плечом к плечу со Штерном в те годы сражались и побеждали другие сибиряки, в том числе и мой родственник, бывший начштаба 1-го стрелкового корпуса Павел Иванович Ивашкин.

Тогда Красная Армия воевала не только в условиях холода, но и голода. Поэтому Штерн ратовал за чёткое снабжение частей провиантом, боеприпасами и лыжной подготовкой стрелков. Кстати, Григорий Михайлович в 8-й армии впервые провел боевые учения вблизи линии фронта. Ведь лыжники не только должны хорошо и скрытно передвигаться в лесной местности, но и метко стрелять. На одном из совещаний Штерн сказал, что питание бойца делает его здоровым не только физически, но и морально.

8-я армия в результате умелого руководства понесла гораздо меньшие потери в сравнении с другими частями, так как командарм уделял большое внимание плотности артиллерийского огня и артподготовки, а уже потом укрепления штурмовала пехота. К тому же Григорий Михайлович запретил оставлять советскую технику врагу.

В тех боях опыт обрёл будущий командующий воздушно-десантными войсками Василий Маргелов.

После победы в той «зимней войне» командарм Штерн вновь вернулся в Монголию. Григорий Михайлович стал самым молодым генерал-полковником РККА. В повседневной жизни он был скромен и носил на гимнастёрке или кителе только одну награду – звезду Героя Советского Союза. Таким он и остался в памяти его сослуживцев и тех, кто хоть однажды встречался с ним.

К сожалению, он попал под жернова машины репрессий и погиб. Реабилитирован посмертно.

Сегодня некоторые псевдоисторики Запада пытаются дискредитировать и принизить роль Красной Армии в победах на разных направлениях и фронтах в 1938-1940-х годах, исказить ход истории, замахиваются на пересмотр итогов Второй мировой войны, оправдывая при этом злодеяния германского фашизма и японского милитаризма. А это значит, они одновременно с этим пытаются втоптать в грязь имена героев тех лет, таких, как Штерн, Жуков, Чойбалсан, Рокоссовский и других. Но это чистейшей воды неправда, которая выгодна тем, кто пытается представить преемницу СССР Россию как агрессора, захватчика чужих территорий. Чего в действительности никогда не было. Россия во все века только оборонялась от нападений и отстаивала свои территории.

Алексей ИВАШКИН.