Журналистский экстрим ради снежного барса

04.03.2018

Журналистский экстрим ради снежного барса

Загрузив вещи в машины, мы отправились в путь с надеждой увидеть хотя бы следы снежного барса. А может и её саму - загадочную снежную кошку. Дело в том, что наша поездка, организованная Сайлюгемским национальным парком при поддержке Алтае-Саянского отделения WWF, была приурочена к полномасштабному общероссийскому учёту численности снежного барса и зимнему учёту сибирского горного козла на территории Республики Алтай. Кроме журналистов,представляющих республиканские СМИ, в пресс-тур к барсиным тропам отправились коллеги– собкоры агентства ИТАР-ТАСС, АИФ и «Комсомольской правды» в сибирских регионах.

Один день пути по Чуйскому тракту и затем по грунтовой дороге, и все мы оказались на территории визит центра нацпаркас красивыми современными аилами в долине Чаган-Бургазы. Звёзды здесь горят ярче, сухой воздух вводит в заблуждение по поводу реальной температуры, а ветер просто сбивает с ног.

Первый день пресс-тур был посвящён празднованию праздника белого месяца - алтайского нового года по лунному календарю - Чага-Байрам. Это был весёлый и красивый праздник, в котором кроме сотрудников парка и журналистов принимали участие местные жители с чабанских стоянок, расположенных в долине.

На следующий день, упаковав себя в тёплую и не продуваемую одежду, в сопровождении пограничников мы отправились к самой границе с Монголией – в урочище Саржематы. Дорога то и дело была закрыта толстым панцирем наледи, которую приходилось то объезжать, то преодолевать на четвереньках. Вместе с нашими гидами старшим координатором проектов Алтае-Саянского отделения WWF Александром Карнауховым, научным сотрудником Алексеем Кужлековым и сотрудникамипарка Валерием Оргуновым и Мергеном Маркиным нам предстояло покорить небольшую высоту Пик журналистов, получившуую своё название после первой экспедиции журналистов в мае 2017 года. Несложная высота, всего 2600 метров над уровнем моря, давалась нелегко. Ветер сёк лицо сухими мелкими снежинками, а разреженный воздух заставлял то и дело останавливаться для отдыха. И всё-таки все поднялись. Уже на вершине сначала постигло разочарование: две фотоловушки исчезли. Лишь у камней валялись брошенные батарейки. По словам Алексея Кужлекова, они были просто-напросто украдены. Но третья фотоловушка была на месте, и вечером уже в визит-центре просмотр фотографий вызвал восторг: на экране увидели снимки барса. Да, мы ходили и стояли там, где мягкие лапы хозяина гор почти каждый день сминают короткие сухие травинки скудной горной растительности.

В этот же день по дороге на Уландрыкнаблюдали за стадом архаров. Они паслисьнедалеко от чабанской стоянки и довольно близко подпустили фотографов, не пытаясь покинуть пастбище. Архары всего лишь сохраняли определённую дистанцию, отодвигаясь по склону. Это говорит о том, что животные не испытывают беспокойства, находясь рядом с жильём чабана. Снега замели горную дорогу, и доУландрыкадобраться не удалось.

Каждого барса будем знать в лицо

Вечером просмотр информации с карт памятифотоловушек, был совмещён с презентацией экспертов по теме учёта и мониторинга снежного барса.Александр Карнаухов рассказал о новой системе учёта, позволяющей более точно посчитать количество ирбиса на всей территории Алтае-Саянского региона России. Система также является хранилищем информации данных со всех камер, позволяющих идентифицировать каждую особь. Сейчас идет работа по заполнению базы данных, накопленной за семь лет работы с фотоловушками.

-Сегодня обследуется всё большее количество местообитаний снежного барса,– говорит Карнаухов. -Программа позволит получать данные с конкретной территории и показывать, как изменилась ситуация со снежным барсом или объектами его питания. Мы считаем барса и будемкаждого знать в лицо. В прошлом году фотоловушкив Республике Алтай подтвердили обитание 29 взрослых особей снежного барса вместе с котятами. Реальная численность выше, потому что не везде можно добраться до фотоловушек. Полноценные учёты начались всего лишь три года назад. Судя по тому, как барсы ходят мимо камер, и с какой частотой встречаются их следы, можно утверждать, что их становится больше. Но всё зависит от конкретного места. Такая ситуация вкластере Аргути Курайском хребте. А вот на хребте Чихачёва увеличения нет, хотя молодняк постоянно попадается. Там барсам сложнее жить:много снега, и они уходят в Монголию, на сухие склоны. Надо понимать, что почти все группировки барса трансграничны. Они могут к нам зайти с монгольской территории или наоборот, уйти в Монголию. Именно поэтому весной начнём совместные учёты барса с монгольскими коллегами. Это первые совместные учёты:определены три модельные модельные группировки, которые мы будем обследовать здесь на хребте Чихачёва, в Туве на хребте Цаган-Шибетуи в Восточных Саянах в Бурятии. Учёты пройдут и на плато Укок, потому что недавно там обнаружили барсов. Коллеги изКазахстана также обнаружили самку с котёнком, которые пересекли российско-казахстанскую государственную границу. И они также вместе с нами будут проводить учёты на территории Катон-Карагайского национального парка.

В долине реки шаманских лиственниц

День защитника Отечества, 23 февраля, участники пресс-тура провели в урочище Камтытугем (восточная часть Курайского хребта). Здесь дорога к тропе ирбиса была намного легче, но не проще. Поднимались по льду замёрзшей реки к скалам, участники пресс-тура карабкались по крутому склону берега реки, обходя голубые ледяные водопады, шли по свежей наледи, пытаясь сохранить равновесие. И удавалось это не всем.

Дошли до скалы-фейсбука, где барсы делятся информацией. Одна фотоловушка была заметена снегом, и в дальнейшем при просмотре флэш-карты с неё барса мы не увидели. Зато вторая камера порадовала снимками ирбиса. Под нависающей скалой с помощью Александра Карнаухова мы обнаружили следы жизнедеятельности снежного хищника, которые эксперт аккуратно собрал в пластиковый пакет для дальнейшего изучения уже в условиях лаборатории. Почти отвесные склоны гор, разделённые рекой, скрывают для неподготовленного человека множество троп ирбиса, путешествующего по хребтам и в самой долине реки. Это подтверждает оставленный на стволе одиноко стоящей лиственницы барсиный поскрёб – чёткий рисунок от когтей пушистой лапы.

Из шести проверенных участниками пресс-тура фотоловушек, в пяти получены снимки ирбиса. Кроме того, в объективы камер попали архары, козероги, зайцы, лисы, улары, каменная куница…Всего в парке установлено порядка 120 фотоловушек.

За время зимнего учёта сотрудники парка зарегистрировали девять особей. А в урочище Юнгур кластера Аргут получены кадры самки с четырьмя котятами. Этот факт не просто удивляет, радует, но и подтверждает высказанные ранее предположения исследователей о способности восстановления аргутской популяции.

Три дня, проведённых в национальном парке, станут отдельной историей в жизни каждого участника пресс-тура. Для всех без исключения он стал самым экстремальным посещением особо охраняемой природной территорией Республики Алтай. Фотографии, запечатлевшие поездку, будут напоминать о незабываемом путешествии в суровый горный край – в места священного для многих народов небесного животного– ирбиса, илбирса, ирвэса… снежного барса.

Любовь Ивашкина.

Фото автора.