Неизвестные страницы истории о помощи Монголии России в годы Первой мировой войны

17.05.2016

Неизвестные страницы истории о помощи Монголии России в годы Первой мировой войны

Чем интересна эта книга для русскоязычного читателя? Во-первых, в записках А.В. Бурдукова отражена жизнь монгольских кочевников в начале 20-го века, угрозы со стороны китайцев, показан тогдашний уклад жизни и быт жителей Ховдского аймака. Во-вторых, что самое главное – рассказано о том, какую помощь оказали монголы Русской армии во время Первой мировой войны. В частности, в дни знаменитого Брусиловского прорыва в 1916 году. В-третьих, российские историки нынче отмечают столетнюю годовщину самой удачной военной операции против австро-венгерских войск в период 1914-1918 годов.

«Город Хобдо (Ховд) находится в северо-западной Монголии, в трехстах верстах от русской границы (пункта Кош-Агач Томской губернии). Это один из глухих и маленьких городов Монголии, все население его заключается не более, как в тысячу человек, преимущественно китайских торговцев и ремесленников и до пятидесяти человек кашгарских сартов, которые занимаются торговлей и кой-какими ремеслами: затем несколько русских торговых фирм – вот и все население Хобдо».

Когда мне довелось побывать в городе Ховд в 2014 году, то по рассказам моего монгольского друга Гонгоржава Турмунха, население города составляло почти 40 тысяч человек. В столице аймака работал аэропорт, ходили автобусы, действовало несколько музеев, был открыт самый крупный в западной Монголии буддийский монастырь. Словом, сегодня это монгольский средний город, где, кстати, установлен самый большой в мире памятник музыкальному инструменту – моринхууру. Но это не единственная достопримечательность Ховда. На вершине горы построена смотровая площадка, добираться до которой надо, преодолев минимум 350 метров. Но оттуда открывается великолепный вид на всю северо-западную Монголию. А еще по поверьям, рядом есть целебный источник, который излечил самого Чингиз-хана, когда тот заболел язвой.

«2 декабря (1912 г.) прошло также спокойно, как и всегда. Но на смену этому явилось более серьезное явление в виде первого известия из Урги (Улан-Батор) о провозглашении Монголии независимой. Первая весть получалось в Хобдо 21 декабря. С этого дня уже китайские революционеры ушли на задний план и о них позабыли. Все почтовые монгольские станции отказались исполнять повинности китайского правительства. 25 декабря в крепости состоялся совет, на котором участвовали все китайские торговцы. Манчжуры предлагали им всем получить оружие, поступить за жалование на службу, начать обучаться ружейным приемам. Китайские торговцы все отказались, мотивируя свое решение тем, что они сюда приехали торговать, а не воевать, кроме того, ссылались на монгольские объявления, в которых монголы заявляли, что они имеют счеты исключительно с манчжурами, а не с мирными китайскими торговцами. Со всеми этими событиями неразрывно связаны и интересы русских торговцев. Всего их с женами и детьми 11 человек».

Большой интерес вызывает глава «Русские в Монголии (К деятельности военной экспедиции полковника Козлова по закупке скота в Монголии для армии)».

Вот что пишет автор. «В 1916 году в Хобдосском районе приблизительно закуплено около 25000 голов рогатого скота, до 50000 баранов и до 40000 пудов шерсти бараньей и верблюжьей. Хобдосский район работал, начиная от Хатхыла до Кош-Агача, в Бийске, Котон-Карагае, Шар-Сумо, так трудно определить, сколько этого сырья куплено собственно в Монголии, а особенно в Хобдосском округе. На Монголию придется вероятнее всего около 13000 быков, до 35000 баранов, 40000 пудов шерсти (бараны и шерсть почти все закуплены в Хобдосском округе) и тысяч 8-10 быков, из которых добрую половину составляют сарлыки».

Продолжая тему закупок скота и шерсти для нужд армии, А.В. Бурдуков, критикуя русскую бюрократическую машину начала 20-века, писал «Будущий сезон закупки скота и шерсти в Монголии требует со стороны у руководителей экспедиции правительства (где оно у нас, это правительство?!) самого серьезного внимания. Опыт прошлого года должен послужить уроком. Если и в будущем сезоне мы будем действовать также хаотично, то возможно, что результатом будет окончательное падение русской торговли в Монголии и для восстановления ее потребуются долгие годы труда. Во чтобы то ни стало, но мы должны выйти из-под опеки местных китайских купцов, а для этого иметь из первых рук чай, товары, серебро, или серебряные рубли, иначе не только овчина, яманина, а шерсть, и скот, бараны, все может уйти в Китай, а не в Россию».

Минуло сто лет, однако торгово-экономическое сотрудничество России и Монголии, считаю, так и не набрало нужных высоких оборотов. Увы, но в городах Монголии довольно много товаров китайского, вьетнамского, американского происхождения. А российские? Откровенно говоря, на продуктовом рынке Монголии главенствует продукция Алтайского края: пшеница, мука всех сортов, растительное масло, все виды круп, яйца, мясо курицы. Даже водка, в прошлом имевшая название «Архи», свои корни имеет в Барнауле. Правда, это уже не та водка, это продукт, без примесей ацетона, имеющий нужные градусы крепости, упакованный. Но водки «Чингисхан» нет в продаже в России (а, может быть, и правильно!). Ну, да ладно, - это второстепенное, это, как говорится, не для массового потребителя, а на любителя. Тем более, что если эти строки не предназначены для молодых людей, не достигших 21 года от роду. И вообще любая водка – это по большому счету отрава для организма. Поэтому не советую ее употреблять.

Возвращаясь к теме торговли, хочется спросить: вот Алтайский край не имеет прямых границ с Монголией, а годовой торговый оборот составляет не один миллион рублей, а может даже и не один миллиард тугриков – монгольской национальной валюты. А где же мы? Республики Алтай в лидерах торговли с Монголией, увы, нет, хотя мы имеем прямую государственную границу, таможенные терминал Ташанту. Все имеем, но не торгуем. А монголы приезжают к нам за медом. Но продают его им только частники, потому что государственная торговля почему-то не берет во внимание этот ценнейший и лекарственный продукт. У нас есть лекарственные растения, витаминная продукция, востребованная у соседей. В прошлом под руководством известнейшего агронома России Юрия Бурого мы выращивали сады в бесплодных степях Баян-Ульгийского и Ховдского аймаков. Сегодня почему-то это не актуально.

Возвращаясь к теме столетия Брусиловского прорыва в годы Первой мировой войны и помощи монголов, невозможно не вернуться в монгольскому ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Я уже рассказывал о том, в 1942 году из Ховда в Бийск отправился верблюжий караван почти из 1200 животных, нагруженных сушеным мясом, полушубками, рукавицами носками, варежками для помощи Красной Армии, сражавшейся под Сталинградом. Помощь подоспела вовремя, хотя караван шел без перерыва более трех месяцев по льду и снегу. Было преодолено почти 1000 километров. Это был подвиг молодого Героя МНР Лувсана. Кстати, он еще жив, ему 94 года и проживает он в Манхан-сомоне Ховдского аймака. Его домашний музей – это большое исследование истории 20 века, нашей дружбы – русских и монголов.

Размышляя на эту тему, невольно пришел к мысли: неужели нам нужны жестокие испытания, чтобы мы крепко дружили? А если просто так, по-соседски ездить друг к другу, писать хорошие статьи и рассказы, бескорыстно помогать, общаться. Мне кажется, что здесь должна на первый план выйти народная дипломатия. Хотя наш президент Владимир Путин все же сумел решить проблему безвизового пограничного режима с Монголией. И это уже огромный плюс. Но надо двигаться дальше.

Алексей ИВАШКИН, Заслуженный журналист Республики Алтай.