Одна территория – одни задачи

08.08.2016

Одна территория – одни задачи

Сайлюгемский национальный парк - важнейшая особо охраняемая природная территория (ООПТ), от деятельности которой зависит сохранение краснокнижных животных - снежного барса и алтайского горного барана аргали. Разработка официальной стратегии развития парка, определяющей цели и задачи на будущее, затрагивает интересы не только природоохранников, но и жителей Кош-Агачского района, занимающихся традиционным для высокогорья отгонным животноводством. Именно поэтому обсуждение плана управления обсуждали сначала в Горно-Алтайском университете, затем в Кош-Агаче с участием местных сообществ. В ходе обсуждений своё мнение высказали эксперты в области охраны природы, учёные, представители власти Кош-Агачского района. Опытом поделились представители ООПТ республики и Сибири, был проведен анализ деятельности национального парка, а также выслушаны мнения и отношение к работе ООПТ местного населения, которые в дальнейшем будут учтены в плане управления.

«WWF начал работу с парком ещё до его открытия, так как мы принимали участие в разработке эколого-экономического обоснования при создании этой природоохранной территории. Сегодня наш фонд, оказывая поддержку разработке плана и объединяя лучших экспертов региона, надеется, что руководство парка внимательно изучит лучший опыт успешных особо охраняемых природных территорий, выслушает рекомендации специалистов, – отметила в своём выступлении Наталья Трофимова, директор Алтае-Саянского отделения WWF. – Стратегия развития ООПТ на 2018 - 2022 гг. должна, прежде всего, принимать во внимание интересы местного населения и гарантировать сохранение животного, растительного и культурного богатства территории».

Участник совещания Алексей Грибков, координатор группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса Общероссийского Народного Фронта в Алтайском крае, подчеркнул, что причиной возникших проблем Сайлюгемского национального парка во многом состоят в отсутствии грамотной работы среди населения, которое воспринимает парк как закрытую заповедную территорию, с полным запретом для местных жителей на любую форму природопользования. Изначально национальный парк был ориентирован на оптимальное сочетание охраны редких видов и сохранение привычного образа жизни проживающего здесь населения. И с появлением особо охраняемой природной территории в районе значительных изменений не произошло. В парке существуют функциональные зонирования, большая часть территории - зона экстенсивного природопользования, где фактически нет ограничений для местного населения.

Не доведённая до населения информация в полном объёме стала одной из проблем в решении вопроса расширения границ парка. А без этого задачи сохранения ирбиса сводятся на нет. Вот что сказал по этому поводу заместитель директора Сайлюгемского национального парка Денис: \Национальный парк не играет решающей роли в сохранении снежного барса и аргали. Численность и процент этих популяций на нашей территории небольшой\.

По мнению Сергея Спицына, одного из ведущих специалистов по сохранению ирбиса, эксперта WWF, научного сотрудника Алтайского заповедника, расширять границы парка без изъятия земель из хозяйственного оборота необходимо в силу того, что основные места обитания ирбиса и аргали до сих пор остаются за пределами ООПТ. Небольшая площадь парка вызывает большие проблемы, в таком виде он просто не может выполнять свои функции. А получилось это потому, что во время создания новой ООПТ, площадь парка была урезана с целью соблюдения интересов местных жителей-скотоводов: «Сегодня на территории вне границ парка начинает восстанавливаться группировка барсов. Подтверждение тому – снимки: много котят и нынешних, и уже взрослых. Однако процессу восстановления мешает как раз то, что здесь нет контроля. Нам не удаётся постоянно привлекать в рейды сотрудников комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира РА, а инспекторы парка не имеют необходимых полномочий. Конечно, снимаем петли, однако это не совсем эффективный процесс: сегодня сняли, а на другой день они снова могут появиться. Нужна постоянная охрана территории обитания ирбиса. Пока выход вижу в совместных рейдах с сотрудниками служб, имеющих полномочия на задержание браконьеров, - полиции или главного природоохранного ведомства республики».

Доцент ГАГУ Александр Минаев, говоря о проблеме нарушения миграционных путей диких животных с созданием многочисленных маральников, подчеркнул, что решение вопроса расширения территории парка предполагает прежде всего создание системы коридоров, которые позволили бы животным беспрепятственно проходить к местам их обитания. Эта же система применима и для ведения традиционного отгонного животноводства: «Если разработаем систему транзитных коридоров для ведения хозяйственной деятельности на сезонные периоды времени, то решим противоречия между местным населением и системой природоохранных организаций».

Охрана природы – дело общее, в этом вопросе нельзя делиться на «вы» и «мы», считают участники совещания. Говоря об этом, старший научный сотрудник ФГБУ «Центрохотконтроль» (Барнаул) Александр Бондарев отметил большую роль ООПТ в будущем, имея в виду экономику региона. И на фоне существующего спроса на отдых в нетронутых цивилизацией уголках природы эта роль будет стремительно расти: «Если говорить о мировом опыте, то более 12 миллионов американцев выезжают на отдых в национальные парки, чтобы увидеть зверя, услышать птицу… От охотничьего хозяйства и рекреации американцы получают доход, превышающий бюджет России(!). Проблема антогонизма природопользователей и охранников природы сойдёт на нет при организации неистощимого природопользования. А местные жители должны увидеть свою пользу от деятельности парка».

Для решения ключевых вопросов и участия в их обсуждении парк намерен привлечь общественность и население Кош-Агачского района. Принято решение о создании общественного Совета при национальном парке «Сайлюгемский». Одна территория - общие задачи. Такова концепция развития парка.

В ходе совещания руководитель Алтае-Саянского горного партнёрства Татьяна Яшина озвучила многолетнюю проблему истребления кабарги. Браконьеры добывают её путём расстановки петель, в которые невольно попадают, а затем и погибают другие обитатели заповедной территории, в том числе и снежный барс. Одним из пунктов принятой на установочном семинаре резолюции стало включение кабарги в Красную книгу Республики Алтай, введение запрета на её добычу, перевоз и хранение дериватов и ужесточение ответственности за браконьерскую охоту на беззащитное животное, ставшее заложником парфюмерной промышленности.

Завершилось обсуждение менеджмент-плана Сайлюгемского национального парка принятием итоговой резолюции. В ней подчёркивается необходимость учёта мнения всех заинтересованных сторон на основе диалога с местным населением, важность возобновления работы Общественного совета парка, а также необходимость перспективного расширения границ ООПТ. Впоследствии план будет обсуждён всеми заинтересованными сторонами, мнения будут учтены при окончательной подготовке документа. Разработчики надеются, что план управления поможет повысить эффективность деятельности парка по разным направлениям и станет основой и для создания подобного документа для других ООПТ региона.

Любовь ИВАШКИНА.

Фото автора.