Отложив ручку и бумагу

16.04.2019

Отложив ручку и бумагу

Барсята растут, популяция восстанавливается

В рамках сплошного учёта снежного барса идёт постоянный мониторинг шести основных его группировок. В этом году на Алтае насчитали 44-45 особей ирбиса, а это на девять особей больше, чем в прошлом году (без учёта группировки на хребте Чихачёва). Хребет Чихачёва считается территорией трансграничной группировки снежного барса. Здесь учёт проводили летом 2018 года. Камеры зафиксировали на российской стороне семь барсов и на монгольской стороне тоже семь барсов и два котёнка. На хребте Чихачёва живёт самка Гута, которая с начала наблюдений принесла три выводка барсят. Эта самка во время учётов ушла на территорию Монголии и только через 16 дней вернулась. Но на территории Монголии камеры её не зафиксировали.

На Курайском хребте впервые был обследован бассейн реки Верхний Ильдугем. Численность барсов определена в девять-десять особей, из них один котёнок. На Южно-Чуйском хребте обнаружено шесть особей, из них три котёнка. В кластере Аргут зафиксировано 18 особей с восьмью котятами.

В целом по России насчитали 63-64-х особи снежных барсов. Это больше на три особи по сравнению с прошлым годом. Данные фотоловушек пока уточняются, возможно, что на разных кадрах зафиксирован один и тот же барс. В соседней Туве наблюдается падение численности снежных кошек: в 2018 году было учтено 17 особей, а в этом году отмечено только 12, при этом одна самка живёт на Алтае. В Бурятии ситуация не меняется – девять барсов из них три котёнка.

В Сайлюгемском парке зафиксирована самка с тремя котятами в месте, которое считалось проходным, где не обитали постоянные особи. По словам старшего научного сотрудника Алтайского заповедника, эксперта WWF и координатора учёта ирбиса в Республике Алтай Cергея Спицына, самки с котятами – объективный показатель стабильной ситуации с восстановлением популяции редкого хищника в горах Алтая. А главное, хорошие показатели по выживаемости барсят. Во время учёта участники экспедиции просыпались под крики барса, наблюдали за охотой барса на козерога, правда, неудачной…

Некоторых из зафиксированных фотоловушками ранее ирбисов увидеть в ходе учётов не удалось, но это не означает, что с ними что-то случилось. Возможно, они по каким-то причинам не попали в объектив камеры. Полностью проводить мониторинг численности барса только с помощью фотоловушек сложно, считает заместитель директора Сайлюгемского национального парка Денис Маликов. «Необходимы полевые исследования и пересмотр сети фотоловушек. Иногда они просто бездействуют. Даже в Кош-Агачском районе есть белые пятна. И нам неизвестно, что там происходит. На Укоке установили фотофиксаторы и обнаружили барса. А вот на Южно-Чуйском хребте, вроде, хорошее урочище, и барс там должен быть. Фотоловушки поставили, но никого не зафиксировали. Там даже есть гора Ирбисту. Всё дело в том, что сейчас на этой территории нет козерога. Ирбиса тоже нет».

Оттесняют снежного барса дальше от исконных мест обитания и туристы, как, например, на Курайском хребте.

С козерогами плохо, аргали выручают

Одновременно с учётом снежного барса в России идёт учёт основного его объекта питания - сибирского горного козла. Из года в год специалисты отмечают снижение численности основной добычи снежного барса в Республике Алтай за счёт законной и незаконной охоты на козерога. «Мы считаем, что нужно вводить временный мораторий на добычу козерога особенно в местах обитания снежного барса, - говорит Сергей Спицын. - На хребте Чихачёва с российской стороны козерога не больше 150 особей и 360 аргали. Козерог нуждается в серьёзной охране, как основной объект питания ирбиса. Охота сдерживает рост дальнейшего увеличения численности снежного барса».

В то же время, по словам старшего координатора проектов Алтае-Саянского отделения WWF Александра Карнаухова, полноценный учёт козерогов в Республике Алтай не проводится: «Если верить официальной статистике, то у нас с козерогом всё хорошо. При выдаче квот и лицензий ориентиром служит количество козерогов в бассейне реки Аргут. На территории Шавлинского заказника и Сайлюгемского парка их порядка 3,5 тысяч. Но это на особо охраняемые природные территории. В общедоступных угодьях козерога практически везде выбили. Второй год говорим об этом, потому что ирбис под угрозой».

На общедоступных охотничьих угодьях Южно-Чуйского, Сайлюгемского и Курайского хребтов не более 500 козерогов. По словам Дениса Маликова, при такой ситуации снежный барс за пределами бассейна Аргута не выжил бы, если бы там не было бы аргали. Получается, что одно краснокнижное животное, охотится на другого «краснокнижника».

В Бурятии с козерогами более сложная ситуация, там его численность укладывается в несколько десятков. В Бурятии козерог занесён в красную книгу, а в соседней Туве это обычный охотничий вид. «Если ничего не предпринимать по вопросу охраны козерога, его численность может снизиться до нуля, - считает руководитель рабочей группы «Азия-Ирбис» (Иркутск), координатор учётов снежного барса на хребте Восточный Саян (Республика Бурятия) Сергей Малых. - У нас всего одна ООПТ, где отмечается снежный барс - национальный парк «Тункинский». В Бурятии барс ещё более редок, мы насчитали девять зверей, из них три котёнка. Но котята рождаются, вырастают и уходят. Ещё не было случая, чтобы молодые особи оставались в Саянах. 90 процентов основных территорий обитания барса не входят в систему ООПТ. Но пока барсы живут в Саянах, надеемся, что ситуацию можно поправить. Вот свежие данные пришли - 12 апреля на фотоловушке отметилась самка с котёнком. Котёнок получил имя Гагарин».

В работе совещания принимала участие руководитель благотворительного фонда «Мир вокруг тебя» корпорации «Сибирское здоровье» /Siberian Wellness Лариса Буянтуева. Фонд вместе с Алтае-Саянским отделением WWF России уже в течение пяти лет принимает участие в сохранении снежного барса. Благодаря фонду, удаётся решить многие вопросы, напрямую или косвенно связанные с делом сохранения снежного барса в Алтае-Саянском горном регионе.

Окончательные итоги учётов снежного барса 2019 года будут известны в начале марта, когда все данные поступят в единую базу данных. Специалисты Алтае-Саянского отделения WWF России выразили надежду, что в ближайшее время во всех 12 странах ареала обитания снежного барса рано или поздно будет введена единая система мониторинга за состоянием всех популяций, в том числе с использованием разработок по мобильному сбору данных. И, возможно, что Китай станет вторым государством, который присоединится к системе, разработанной WWF России.