Под звуки топшура и моринхура03.07.2018
Под звуки топшура и моринхураНакануне самого длинного дня и самой короткой ночи в году уютный визит-центр парка в урочище Чаган-Бургазы встречал гостей из разных сёл приграничного района республики. Взрослые, молодые сказители (кайчи) и совсем школьники собрались на состязания в преддверии большого фестиваля - Международного Курултая сказителей. По словам сотрудника Сайлюгемского парка Маи Ерленбаевой, в перспективе принять участие в состязании сказителей могут исполнители горлового пения как из российских регионов, так и из зарубежных стран. Она отметила, что дата проведения конкурса была выбрана не случайно: «Наши предки именно вечером 21 июня и в день летнего солнцестояния, собирались, приглашали кайчи, зажигали костёр и проводили обряд очищения огнём. Эти дни считаются очень благоприятными также для того, чтобы просить благословения у духа огня, у духов предков. Алтайцы верили, что сказители, как и шаманы, могут общаться с божественными духами. Наш парк старается поддерживать традиционные экологические знания и культурное наследие народов, проживающих в районе. Уже четыре года мы здесь проводим встречу Нового года по алтайскому календарю - Чага-Байрам. Нынешний конкурс сказителей открывает новую страницу в деятельности парка». Меньше всего организаторы хотели, чтобы конкурс превратился в обычное шоу. Да, многие обеспокоены тем, что сегодня под влиянием времени идёт стилизация горлового пения. И стоит задача сохранить именно традиционное сказительское искусство. Алтайский кай уникален в своем роде: сказители рассказывают древние эпосы, сопровождая их горловым пением – и это основной стиль, которым владеет каждый исполнитель. Изюминка алтайского кая именно в этом, отмечают участники конкурса. Все сказители знакомы друг с другом. И камерная обстановка конкурса дала его участникам возможность пообщаться, взрослым - поделиться опытом с молодыми. Среди участников фестиваля сказителей был гость из Монголии – музыкант Баярсайхан Хосбаяр. Он не только показал высокий уровень мастерства в исполнении героических сказаний под аккомпанемент любимого монголами народного инструмента моринхура, но также провёл мастер-класс по исполнению эпоса в монгольском стиле. В разговоре с Б. Хосбаяром выяснилось, что в Монголии горловому пению обучают в университете. На сегодня есть 40 бакалавров горлового пения и 20 магистров. Есть и единственная доктор горлового пения. Женщина. Но при этом всего один сказитель. Дело в том, что монгольский эпос исполняется на старо-урянхайском языке, который мало кто понимает. Поэтому у молодого поколения особого интереса к сказительскому искусству нет. «А у нас интерес к сказительству большой, но не хватает преподавателей по горловому пению. Нам бы чаще собираться вместе, - говорит Анатолий Турлунов из Кокори. - Учить молодых нужно, тогда наши героические сказания останутся неотъемлемой частью культурной жизни народа. Раньше не было преподавателей, но в народе всё это жило. Мой отец был чабаном, у нас не было ни света, ни телевизора. Я слышал с детства, как он пел отрывки из эпосов. И я любил этот звук, уносивший меня в события древней истории нашего народа». Сам Анатолий впервые взял в руки топшур в семь лет, уже тогда пытался подражать отцу. Пятиклассником стал читать эпосы при свете лампы. Читал и запоминал. Среди любимых сказаний - Алып-Манаш, Маадай-Кара. Свою любовь к сказительству передал сыновьям. Жюри конкурса возглавил Артём Какаевич Еликпаев, сыгравший большую роль в возрождении сказительства в Кош-Агачском районе. После проведения первого праздника алтайского народа Эл-Ойын в 1988 году вместе с Леонидом Отуковым, Андреем Талкыбыевым и Германом Мандаевым загорелись идеей сохранить традиционное искусство. Молодые люди из села Мухор-Тархата пели сами, по деревням искали тех, кто владеет горловым пением. Сейчас в школьных кружках искусству горлового пения обучаются талантливые дети, имеющие к этому интерес. «Сегодня у нас ничто не мешает сохранению и развитию сказительского искусства, - говорит Артём Какаевич. - А вот наш гость из Монголии говорит о проблемах, которые, слава богу, нам неведомы. У них современные исполнители вносят изменения в традиции: укорачивают тексты, исполняют героические сказания более динамично. Мы же исполняем эпос так, как это делали наши деды и прадеды». Байыр Турлунов вместе с единомышленниками в июле прошлого года участвовал в создании общественной организации алтайского горлового пения и сказительского искусства \Ээлу Кай\ (дух сказительского искусства). «Сделали это для того, чтобы традиционное сказительское искусство осталось не только в трудах учёных и в книжных томах. Эпос должен быть живым. Мы ездим по сёлам и поём героические сказания. Не только для пожилых, но прежде всего – для молодёжи. Слушают, стараются вникнуть в историю, начинают чувствовать вкус к слову. К тому же эпос обогащает современный язык, многие слова, красивые, ёмкие по смыслу, со временем на бытовом уровне уходят. А в эпосе они остаются. Находим талантливых ребят, поддерживаем, подсказываем, как нужно рассказывать эпос». Сегодня «загаджетированное» молодое поколение во многом воспринимают сказителей как артистов. Возможно, виной тому - стилизованные выступления некоторых исполнителей горлового пения в потребности заработать деньги. «Понимаю, что зарабатывать нужно, но не за счёт сказительства, - продолжает Байыр. - Духовность продавать нельзя». По итогам конкурса в номинации «Традиционный кай» лучшим признан Байыр Турлунов, а в номинации «Виды горлового пения» победил Байрам Малчинов. Приз зрительских симпатий получил самый юный участник конкурса тринадцатилетний Саят Ултариков. В завершение фестиваля сказительского искусства участники состязаний выразили надежду на то, что конкурс получит продолжение в будущем, а визит-центр Сайлюгемского национального парка в Чаган-Бургазы станет традиционной площадкой для взаимного обмена, позволяющего расширить возможности современных исполнителей. Это пожелание оказалось обоюдным: организаторы планируют сделать фестиваль горлового пения «Голос кочевника» ежегодным. Любовь Ивашкина. Фото автора. |
Последние новости |