Время НЭПа в туризме прошло…

02.11.2016

Время НЭПа в туризме прошло…

В рамках круглого стола были подведены предварительные итоги туристического сезона. Алексей Мискин, заместитель министра экономического развития и туризма РА отметил, что только с января по август республику посетили порядка одного миллионаста тысяч гостей. Для сравнения, за 12 месяцев 2015 года турпоток в регион составил 1800 тысяч. По прогнозам специалистов,итоговые и цифры за текущий год будут значительно выше.

С середины 90-х Горный Алтай стал плацдармом для развития сельского туризма. Значительныйвклад в развитие этого вида туризма внесласовместная программа WWF и Фонда Citi по устойчивому жизнеобеспечению населения, стартовавшая в четырёх высокогорных районах республики в 2010 году. Основная цель программы - создание местным жителям возможностей для появления источников дохода как альтернативы незаконной охоте, сбору дикоросов, нелегальным лесозаготовкам. Одним из таких перспективных источников для жителей Горного Алтая истал экотуризм.В рамках программы за годы её действия проведены десятки обучающих семинаров, пообмену опытом, выданы микрозаймы на открытие малого бизнеса, создано более 40 туристических объектов и 178 рабочих мест. «За время реализации программы нашу поддержку получили многие жители и начали своё дело. Некоторые уже достигли высоких результатов, они принимают участие в российских и международных выставках, получают награды. Сегодня в Горный Алтай приезжают люди из Центральной России, крупных сибирских городов, из-за рубежа, чтобы целенаправленно отдохнуть в зелёных домах. Когда люди заняты очень интересным делом, которое приносит им не только пользу, но и радость, они больше думают сохранении природы, редких видов растений и животных. Им не надо идти в горы с ружьём, чтобы добыть для семьи пропитание, – отметила руководитель Алтае-Саянского отделения WWF Наталья Трофимова.Примечательно, что в большинстве случаев участники программы стали привлекать в сферу не просто сельского, а зелёного, экологического туризма своих родственников и односельчан.

От количества - к качеству

С каждым годом всё больше наших соотечественников стремятся попасть на Алтай, окунуться в мир первозданной природы. По подсчётам туроператоров, в основном в республике отдыхают сибиряки, и примерно 20 процентов от общего количества - жители Центральной России. Едут также иностранцы. В нынешнем турсезонев Горном Алтае побывали почти восемь тысяч гостей из разных стран мира.Если говорить о транзитных туристах-иностранцах, которые едут по Чуйскому тракту в Монголию, то их количество составляет порядка 25 тысяч. Однако представители малого и среднего турбизнеса считают, что сегодня для них увеличение турпотока - не самоцель. Главное не в количестве, а в качестве. Многие годы горные просторы, берега рек и озёр осваивали дикие туристы. Такой период в развитии туризма в Республике Алтай завершился, считает руководитель Ассоциации туроператоров Республики Алтай Сергей Зяблицкий: «Период НЭПа прошёл. Мощь туристского потока примерно два миллиона гостей в год, илидесять гостей одного жителя – это более чем внушительно. Конечно, поток будет расти, и мы не сможем никак его регулировать. Но наша задача – переходить от количества к качеству». Сегодня туристы стали тратить деньги на дополнительные услуги гораздо менее охотно, и сумма «среднего чека» на одного гостя снизилась. Актуальность приобретает повышение качества предоставляемых услуг.

Бренд Алтая не только мёд

Среди перспективных направлений развития туризма в Республике Алтай участники круглого стола назвали развитие зимних видов туризма и лечебно-оздоровительного отдыха. А природно-ориентированный, так называемый «зелёный» туризм является не только перспективным, но может стать брендом региона. Подтверждением этому стали выступления участников программы WWF и Фонда Citi по устойчивому жизнеобеспечению населения, чей изначальный опыт в организации зелёного туризма большей частью нарабатывался самостоятельно. Продвижение началось после участия в обучающих семинарах. Так, Людмила Сартакова из Улаганского района, занявшаяся туризмом по причине безработицы, с открытия обычной лодочной переправы доросла до строительства небольшой турбазы. Бывшего безработного из Кош-Агачского района Андрея Сопо знают многие гости республики как радушного хозяина зелёного дома и великолепного экскурсовода. Денис Фролов, хозяин юрточного кемпинга у Красной горки, развивает семейный, познавательный туризм. К некоторым участникам проекта жители сибирских городов приезжают по несколько раз за лето.

Консалтинговая группа «Город мастеров» (Санкт-Петербург) представила участникамкруглого стола презентацию: «Стратегия маркетинга зелёного туризма в Республике Алтай».«Предложенные рекомендации по развитию туризма подготовлены профессионалами в этой сфере, – отметила заместитель директора Катунского заповедника, директор НКО «Алтае-Саянское горное партнёрство» Татьяна Яшина. - Автором разработок является Юлия Рыбакова, эксперт по региональному развитию, туризму и маркетингу. В идеале зелёный туризм Алтая должен иметь общий бренд. Наши предложения собраны по направлениям: «Актив» (конные туры, экстремальный туризм), «Этно» (ремёсла, праздники, местный быт и культура), «Эко» (эко-дома, пешие экскурсии и т.д.»

В ходе итогового обсуждения были разработаны конкретные мероприятия по продвижению и развитию экотуризма – самого щадящего вида туризма для окружающей среды. По мнению участников круглого стола, сегодня назрела потребность в подготовке единой государственной программы развития зелёного туризма Алтая.Эта потребность обусловлена тем, что Республика Алтай является уникальным регионом не только как по красоте пейзажей: четверть её территории составляют особо охраняемые природные территории. А по результатам исследований на сегодняшний день ГорныйАлтай является самым популярным направлением природного туризма в России, обогнав в этом плане и Байкал, и Карелию.

Любовь Ивашкина.