Мир сказочных иллюстраций Алексея Дмитриева

08.12.2016

Мир сказочных иллюстраций Алексея Дмитриева

9 декабря в 16.30 в Детской художественной школе имени Вячеслава Костина откроется «Выставка одной книги». На ней будут представлены иллюстрации Алексея Дмитриева к роману Джонатана Свифта «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей».

В прошлом году в Детской художественной школе стартовал проект «Выставка одной книги», смысл которого состоит в том, чтобы ознакомить зрителей, и прежде всего, учеников школы, с процессом работы художника над книгой. Выставка имела успех и вызвала большой интерес у горожан. В тот раз зритель увидел «Уральские сказы» Павла Бажова в иллюстрациях Алексея Дмитриева. В этом году будут презентованы иллюстрации к уже вышедшей в московском издательстве «Арбор» книге «Путешествие Гулливера». В экспозиции можно увидеть авторские рисунки к изданию и уже готовую книгу, которая принесла ее иллюстратору Диплом всероссийского фестиваля-конкурса «Искусство книги. Традиции и современность».

- Алексей Константинович, сложно ли работать над иллюстрациями к книге?

- Дело в том, что я не являюсь профессиональным иллюстратором и никогда в жизни не думал, что придется с этим столкнуться. Хотя, поступив в институт на отделение «Художник театра и кино», очень заинтересовался офортом (Офорт - гравюра на меди или цинке с рисунком, протравленным кислотой, а также оттиск с такой гравюры, - прим. ред.). Мой друг, поступивший на отделение книжной графики, посещал офортную мастерскую института. И я потихоньку «присоседился». Но театр меня манил больше, и с офортом было покончено. После окончания института, я больше двадцати лет проработал, как театральный художник и дизайнер.

Первое предложение проиллюстрировать книгу Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ» поступило почти случайно, от моего друга, московского фотографа и издателя Сергея Косьянова. С этого момента, собственно, началось мое сотрудничество с издательством «Арбор» в качестве художника-иллюстратора. Это издательство специализируется на выпуске эксклюзивных изданий чрезвычайно малыми тиражами.

А по поводу того трудно или нет... Я осознал, что к книгам, которые иллюстрирую, подхожу, как к театральным постановкам. Работая, пытаюсь создать для зрителя-читателя некое действо, которое погружало бы его в мир персонажей книги, вместо более традиционного прямого иллюстрирования текста, что, как мне кажется, менее интересно для современного художника. А вот создать какую-то достаточно самостоятельную изобразительную «историю» параллельно тексту так, чтобы он развивался по воле автора произведения, а эта история в рисунках его в чем -то дополняла, может быть, в чем-то вступала с ним в полемику, а где-то даже в творческий конфликт... Например, в книге, которая будет представлена на выставке, нет ни одной иллюстрации, изображающей главного героя. А вот что там изображено, как и почему, можно будет увидеть на выставке.

- Сколько времени требуется для работы над одной книгой?

- Несколько месяцев. Сначала делаются пробные иллюстрации, затем идет согласование с заказчиком, и если все нравится, то идея воплощается в жизнь. Обычно это четыре-пять месяцев плотного рисования.

- Что самое сложное в такой работе?

- Найти ключ к автору и самому произведению. Читаешь, перечитываешь, следишь за повествованием и параллельно пытаешься понять, что осталось за словами - находишь художественный подтекст, то, что осталось за авторским повествованием, и стараешься изобразить именно это.

Для меня всегда очень важно подобрать стиль, который может быть близок автору произведения исторически, контекстуально, с другой стороны, понять, чем это может быть интересно именно современному читателю и мне, как художнику; учесть опыт прежних изданий книги с иллюстрациями других художников; решить как именно это будет рисоваться… Это всегда некая игра, и получается так, что каждая книга, над которой я работаю, оформлена в несколько ином стиле, чем предыдущая и последующая.

- Если можно приоткройте немного завесу над вашими планами?

- С нового года, я надеюсь, мы с «Арбором» приступим к работе над новой книгой. Не стану говорить, что это за произведение. Могу только намекнуть. Она по жанру является плутовским романом. А мы делаем это как культурологический проект, который должен познакомить читателя не столько с сюжетными коллизиями этой замечательной книги, сколько с материальным миром, в самой гуще которого разворачивается действие, со средой обитания ее героев. Нам кажется, что это важно. Прежде всего потому, что мы мало об этом знаем…

Марьяна ГУБИНА.