И вновь зашумят сады Яломана

13.03.2019

И вновь зашумят сады Яломана

Созданный учёными-садоводами Сибири в 1953 году, яломанский сад стал отделением опытно-производственного хозяйства «Горно-Алтайское». Уникальный микроклимат и хорошо отлаженная поливная система, по воспоминаниям Юрия Дмитриевича Бурого, заслуженного агронома России, бывшего руководителем ОПХ «Горно-Алтайское» с 1962 по 2003 гг., позволяли получать за сезон урожай яблок, груш, сливы до 200-230 тонн. Витаминная продукция шла в больницы, школы, в систему общепита. После ухода Ю.Д. Бурого с поста руководителя ОПХ, началось медленное угасание сада, требовавшего постоянного ухода и главное - полива.

Несколько лет назад учёные ОПХ обратились к региональной власти с предложением по сохранению сада. В итоге в 2015 была принята программа «Развитие садоводства и питомниководства в Республике Алтай». Однако принятие программы не означает её мгновенную реализацию. Сады на верхней террасе без полива в течение нескольких лет засохли.

Тем не менее, работы по возрождению уникальных высокогорных садов начались. О первых шагах по восстановлению рассказывает управляющий Мало-Яломанским садом Эркимен Кунанаков, назначенный на эту должность в апреле 2018 года. Выпускник Омского государственного аграрного университета вначале окончил аграрный колледж Горно-Алтайского государственного университета и учился у Ю.Д. Бурого. В душу запали занятия, во время которых Юрий Дмитриевич рассказывал об огромных возможностях развития садоводства в высокогорье. И сравнивал с развитием садоводства в соседней Монголии, имеющей более суровые условия. «В 60-е годы Бурый часто ездил в Монголию, сначала подыскивали тёплые и защищённые от зимних ветров места, а затем привозили из питомников ОПХ много посадочного материала: яблонь, груш, слив, смородины и особенно облепихи. Сады в Монголии до сих пор действуют, - вспоминает лекции своего учителя Эркимен Михайлович. – У нас-то условия намного лучше. В девяностые годы Юрий Дмитриевич запланировал расширение сада с 37 до 500 га, но разрешение на владение землёй не дали».

За первый сезон в роли управляющего при поддержке головного предприятия удалось поставить ограждение сада протяжённостью более трёх километров, восстановить поливной 68-метровый жёлоб на стояках высотой в три метра и 32-метровый жёлоб на высоте в полтора метра. А ещё удалось вручную прокопать сувак протяжённостью в два с половиной километра. Предстоящим летом продолжится дальнейшее восстановление оросительной системы садов. Дело движется не так быстро, так как на время летнего сезона можно нанять лишь два-три наёмных рабочих. Пока просто нет возможности содержать больше людей. Сам Эркимен Кунанаков – управляющий Мало-Яломанским садом и охранник в одном лице. Несмотря на ситуацию, он верит в будущее яломанских садов: «Сегодня пока орошается только нижний сад, – продолжает Эркимен. – В нём сохранилось 67 груш, 202 яблони, 234 сливы и немного абрикосов. Думаю, что в перспективе площади под абрикосы будем увеличивать, они даже лучше чувствуют себя в нашем микроклимате, чем сливы. Ну а на территории верхнего сада предстоит выкорчёвка засохших деревьев и посадка новых. Лет десять с этого сада нужно будет ждать первого урожая».

Уникальность садов Горного Алтая состоит не только в их расположении, но и в качестве получаемых фруктов – они полностью натуральные. В садах Малого Яломана с 1962 и по 1993 годы ядохимикаты использовали всего лишь один раз, когда появилась острая необходимость в ликвидации очага сибирского шелкопряда.

Во все времена важнейшей составной частью национальной безопасности любого государства была её продовольственная безопасность. В нынешних условиях господства транснациональных компаний обеспечение собственного населения качественным продовольствием приобретает важнейшее значение. Сегодня в России разработан проект новой Доктрины продовольственной безопасности и буквально на днях этот документ внесён на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. Натуральные фрукты из садов Малого Яломана ещё внесут свою лепту в сохранение здоровья населения Республики Алтай и смогут противостоять зарубежным, больше похожим на муляжи в школьных кабинетах биологии. В этом Эркимен Кунанаков не сомневается.