header

Д. Мунхбат (Центр монголоведения при МНУ,   аспирант АГАО имени В.М. Шукшина)

 

            Термин “Паломничество” был создан в средние века, когда начало распространяться такого рода туризм или паломничество. Впервые духовных лиц или ламов, идущих в каждый уголок земного шара с целью распространения религий сравнивали с “Голубью, привезшей пальмовые ветки”, упоминающейся в “Старом завете” христианской религии. Слово “Паломник” вышло от латинского слова “palma” (дерево Победы). (Д. Гантумур. “Аялал жуулчлалын ундэс”. УБ., 2001).

 

         Ныне туризм такого рода стали называть по-разному: “Духовный туризм”, “Туризм для молитьбы”, “Религиозный туризм и т.д., по международной номинации - “Шашны аялал жуулчлал” (религоизный туризм, religious tourism). Такой официальный термин начали применяться с 1991 года.

         Основываясь на этом, туристов, ездящих на святые религиозные места или религиозные центры сроком не меньше одного года, стали называть религиозными туристами, а туристические услуги, оказывающих в этих местах - “религиозным туризмом”.      В нынешнее время развиваются два основных вида религиозного туризма. В частности:

__*

Настоящее исследование выполнено в рамках совместного Российско-Монгольского исследовательского проекта: “Историко-этнографическое изучение развития религиозного ландшафта в трансграничном пространстве Южной Сибири и Монголии” (№ ............................... )

         Туризм религиозной молитьбы или паломничество;

         Туризм с сугубо религиозной целью;

         В зависимости от  ритуалов возникли два вида паломничества или туризм религиозной молитьбы. В частности:

         Религиозный туризм, превалирующий ритуалы (молитьба, медитация, созерцание и т.д.).

         Религиозный туризм, превалирующий меры распространения (учёба, научение, распространение и т.д.).

Религиозный туризм, превалирующий ритуалы – это вид туризма, основанный на ритуалах, во основном это молитьба, медитация, созерцание и др., с участием культа и культовых предметов.

В развитии туризма любая страна представит туристам продукций, основанные на всех ресурсах природы, общества, истории, культуры и обычаев, т.е., развивает его с помощью специализии туристических продукций. А в отношении нашей страны не подвергают туристических ресурсов к оценке или мониторингу, а также и их специализации, из-за чего не развиваются многие виды туризма, турмаршруты не отличаются друг от друга. Поэтому и назрела необходимость в развитии религиозного туризма, основанного на ресурах ритуалов и обычаев.

Количество туристов, интересующихся буддийской религией и едущих в Индию и Тибет, в среднем дошло до 60 миллионов в год. (Статистические сообщения Ассоциации туризма стран Азии и Тихого океана. 2013 “PATA”). 86.5% населения Монголии (Статистический сборник переписи населения и учёта 2013 года, УБ., 2014) веруют в буддийскую религию, они и живут в главном регионе мирового буддизма, в годы сильного распространения буддизма в прошлых веках были установлены культура и порядок паломничества или религиозного туризма, в этом смысле понятно, что монгольские туристы, едущие в Индию и Тибет занимают определенную роль.

             Ренессанс 3-его периода, когда бурханизм вновь широко распространился в Монголии, охватывает XVIIначала XX вв. Количество монастырей и храмов бурханизма, проводящих деятельность в конце XIX и начала XX вв, приблизительно было около 1140, (Совместный труд. “Монголын сум хийдийн туухэн товчоо. УБ., 2009) где были заняты около 180000 ламов и послушников. (Б. Баабар. Нуудэл суудал, 20-р зууны Монгол. УБ 2014). В начале ХХ века население Монголии было около 760000, из них мужчины трудоспособного возраста были 225000. (И. М. Майский. Шинэ ба хуучин Монгол. УБ., 1998).

  В то же время распространилось словосочетание “В каждой юрте были гэлэны (монашеский чин), в каждом овраге были храмы” и др., в лексиконе Монгола слова Тибетского и Тибетского происхождения занимали большое место. Было популярным давать новорожденным Тибетские имена,  даже географическим объектам, как горам, степям, рекам и озерам. Учёный-исследователь Ж. Сэржээ писал, что “...судя по переписи населения Богда Ханской Монголии 65% или около 494000 человек из всего зарегистрированного населения около 760000 человек носили Тибетские имена”. (Монголчуудын нэр зуйн лавлах. УБ., 1999). Таким образом, к началу ХХ века мировоззрение монголов стало целиком буддизмом или учениями бурханизма. Среди верующих бурханизма существовали различные ритуалы, исполняемые ежедневно или с определенной частотностью года, квартала и месяца, самым важным была молитьба культу как самой высшей святыне.

Как указано в учениях бурханизма, у верующего имеются три культа, в частности: А. Повеленческий культ (книги, относящиеся бурханизму, сутры, каноны); Б. Образный культ (портреты будды и богов, образы, созданные с помощью дерева, камня, глины, краски, золота и сокровищ, а также гробницы и усыпальницы). В. Благословенный культ (субурганы, обо, символ могущества, колокол, монастыри и храмы).

Все они являются самыми высшими культами бурханистов, из них будда, боги, места рождения великих хутуктов и перерожденцов, монастыри и храмы, где они проповедавали, места их похоронения. Общеизвестно, что поездка туда и совершение молитьбы для монголов было их большой целью и желанием.

Судя по устойчивым выражениям “...Вышестоящему спасению – Утаю помолился, Дело жизни всей с успехом закончилось...”, “...Богдынскому Хурэ помолился, Благодаря ногам да жилам...”, “...Я еду да еду, А Пекин на месте...” и др., молитьба высшему и дорогому культу, наверное, было целью и делом всей жизни человека. Как говорилось в исторических произведениях и источниках паломничество монголов имело два направления: внешний и внутренний. К внешнему паломничеству относится выезд из Ургу или Хурэ, далее поездка в сторону Утай (Лхас), Гумбэн и Дармасла. Эти же места ныне находятся в 7000-7500 км-ах от Улан-Батора, они принадлежат к Тибетскому автономному округу КНР. В официальных пограничных и таможенных документах Маньжчурии и Богдо Ханской Монголии XVIII-XX вв., отсутствуют данные о количестве монгольских паломников, что затруднительно уточнять их количество. А имеется факт о том, что количество ламов, прибывших из Халхи в Тибетские монастыры и храмы с целью получения религиозного образования и повышения степеней и чинов было около 8500 в 1900-1910 гг. (газета “Билгийн мэлмий”, 2009.09.№48). Интересно, что в родословных записях каждой семьи Монголии имеется хоть один человек, совершивший молитьбу в Тибете, с другой стороны, в биографиях образованных ламов популярны истории об их молитьбе и получении религиозного образования в Тибете. 

В отношении местных верующих Монголии поездка в Богдынский Хурэ и Эрдэнэзуу, и совершение молитьбы там имело очень важное значение. В Богдынском Хурэ жил глава бурханизма Монголии, “живой бог” Богд Жавзандамба, Богдынский Хурэ или Урга был самым большим монатырем-городком. Поездка и молитьба монгольских паломников, управляемых суеверием и убеждением, заняла несколько месяцев и даже целый год с большим риском из-за слабого социально – экономического развития, отсутствия инфраструктуры и тяжелых природно-климатических условий.  В 1921 году победила народная революция в Монголии и создана народовластная МНР. Однако государственная политика МНР была сначала противной в отношении религии и монастырей, в реультате борьбы с суевериями народных масс и религиозных монастырей и храмов, к 1937 году закрывались действия всех религиозных монастырей, подвергли к аресту известных ламов и послушников, обвинили их высшей мерой наказания или долголетним заключением в тюрьмах, большинство послушников превратились в “хар”, т.е., обычными гражданами. “...В 1937-1939 гг., когда проводилась политическая репрессия, по решениям Чрезвычайной и Полномочной комиссии было репрессировано 25400 человек, из числа которых 16000 человек были ламами, послушниками и аристократами...”  (Б.Баабар. Нуудэл суудал. 20-р зууны монгол. УБ., 2014).

А в 1940 году вышло постановление Правительства МНР по возобновлению деятельности Монастыря Гандантэгчинлэн – центра Монгольских верующих, находящегося в столице Улан-Баторе и началась его деятельность под строгим контролем и надзирательством, из-за чего его деятельность была весьма ограниченной до 1990 гг. Конституция Монголии, утвержденная в 1992 году гарантировала свободу верования и быть неверующим. Во 2-ом пункте 14-ой статьи Новой конституции указано, что “Религия предпочитает государство, государство предпочитает религию”, что гарантировала основы нового распространения традиционного бурханизма монголов. В результате этого разбудились национальное сознание, история и культура и обычаи монголов, повысились их ценности, в духовно-интеллектуальную жизнь монголов вернулся бурханизм, закрытый около 70 лет.

По сегодняшнему состоянию в стране были зарегитрированы 256 буддийских монастырей и храмов, из них 204 проводят активную деятельность. Одной из особенностей возрождения буддийской религии после 1990 годов является резкое увеличение течения паломничества верующих, направленное во внутрь страны и за рубеж. Среди 15 туркомпаний, проводящих в Улан-Баторе активную деятельность по оказанию услуг для внешнего паломничества самыми крупными стали 5 компаний: “Будда тур”, “Монгол аялал”, “Женко тур”, “Жуулчин”, и “Номадик”. “...По данным только в 2008-2014 гг., по линии вышеназванных 5 компаний 160293 монгольских паломников – туристов были охвачены турпоездкой в Бурятию для молитьбы Итгэлту Хамбу. Эти же компаний за названный период оказывали услуги 38490 паломникам – туристам, направляющим в Индию и Тибет...” (“Монголын Аялал жуулчлалын ундэсний форум”-ын бичиг баримтын эмхэтгэл. УБ., 2015). Кроме того, сюда и не вошло количество монголов, ездивших в Бурятию с визой на 30 дней пребывания в РФ, а также в Тибет и Индию. Наряду с этими, в последние 3 года количество внутренних туристов резко повысилось.

По данным Центральной организации туризма ежегодно в среднем 200000-220000 туристов – паломников едут на святые и культовые места, предпочитаемые самими верующими: Хамрын хийд (Восточно-Гобийский аймак), Дувхэн хийд (Убурхангайский аймак), Эрдэнэ-зуу хийд (Убурхангайский аймак), Отгонтэнгэр хайрхан (Забханский аймак), Алтан-овоо (Сух-Баторский аймак), Амарбаясгалант хийд (Сэлэнгинский аймак), Ээж хад (Сэлэнгинский аймак), Аглаг бүтээлийн хийд (Центральный аймак), Усыпальница Убугун Гэсэр багши (Архангайский аймак). Все эти святые и культовые места, куда едут верующие совершать молитьбу и выражать почтение, в содержательном и мифолого-вероисповедательном отношении являются действительно сакральными и святыми местами, принадлежащими к бурханизму.

Основываясь на ситуациях и цифровых данных, возможно делать следующие выводы.

1. В турпроизводстве, динамично развивающейся в Монголии после 1990-ых годов количество паломников не только занимает немалый процент, но и создавало крупное течение в Монгольском и региональном туризме.

2. Паломничество монголов стало одним из основных видов современного религиозного туризма, целью которого является не религиозная пропаганда, а туризм для молитьбы, основанный на суевериях и убеждениях верующих, что известно из нашего исследования.

3. Культовые места, такие как монастыры, горы и другие природные объекты, относятся к буддийским религиозным ритуалам, увеличение количества паломников из года в год показывает, что в мировоззрении и духовно-интеллектуальной жизни современных монголов бурханизм или буддийская религия занимает большое место.  

You have no rights to post comments