Владислав Терентьев, аспирант Горно-Алтайского государственного университета, Горно-Алтайск, Россия.
Используя в публикациях обобщающий этноним ойраты по отношению к нескольким западномонгольским этническим группам, в ряде случаев авторы не конкретизируют, насколько термин, обозначающий средневековую этнополитическую общность, соотносится с действительностью: как этноним ойрат вплетается в сложную и не всегда различимую с первого взгляда иерархию идентичностей современных западных монголов?
Ко времени образования в
Мы неоднократно приводили два различных взгляда на проблему состава современных ойратов. Так, по мнению С.К. Хойта, к ним относятся не только все потомки средневековой этнополитической общности, расселенные по всему миру, и западномонгольские народы, но и тюркоязычные хотоны и цэнгэльские тувинцы, а также алтайцы и шорцы. Иную точку зрения предлагает ученый из Горно-Алтайска Н.В. Екеев, включающий в ойратскую «культурно-языковую общность» алтайских урянхайцев, мингатов, олетов, захчинов, торгоутов, баятов и дербетов [Терентьев, 2013, с. 203]. По-прежнему, иных мотивированных мнений по данной проблеме в этнологии не сформировалось.
Не рассматривая «ойратскость» современных алтайцев и шорцев и зная, что тюркоязычные хотоны, как и тувинцы Цэнгэл сомона Баян-Ульгийского аймака, имеют достаточно высокий уровень самоидентификации, мы считаем, что представителей этих народов безосновательно включать в состав современных ойратов. Ситуация с мингатами, проживающими сегодня на территории Мянгад сомона Ховд аймака, также неоднозначна, для выстраивания детальной картины их идентичности необходимо проведение опроса, запланированного на лето
Крупнейшими по численности группами – потомками ойратов – сегодня являются дербеты и баяты, компактно проживающие со второй половины XVIII в. в районе озера Увс – на территории одноименного аймака. Известно, что большинство хошунов баятов входило в состав аймака дербетского далай-хана, но дербеты никогда считали этот народ родственным себе.
К традиционной территории расселения дербетов и баятов в начале XXI в., как и для многих других этнических групп страны, прибавились центральные районы и столица. Всплеск миграции в центр – это следствие тяжелой социально-экономической ситуации в регионах и одна из характерных черт новейшей истории Монголии. Так, население Увс аймака с
В результате переезда выходцы из Увс аймака оказываются преимущественно в халхаском окружении. По словам опрошенных нами дербетов, именно этот факт влияет на их отказ от этнонима ойрат в пользу манифестации региональной идентичности – «западные монголы», потому что «в Халхе не любят, когда говоришь, что ты “ойрат”».
Рассматривая современный ойрато-халхаский антагонизм, стоит отметить некоторые бытовые стороны «конфликта». Используя в качестве аргумента факт отсутствия в «Сокровенное сказание монголов» слова «халх», обозначающего народ, и упоминание тамже топонима «Халха» лишь в самом конце источника, современные ойраты легитимизируют древность своего происхождения. Из качественных характеристик трудолюбие ойратов постоянно отмечалось нашими собеседниками. Также широкое распространение получил миф о том, что «халхаские историки перевирают историю, а монголы всегда старались, чтобы правителями, начальниками были ойраты: так, после Ю. Цэдэнбала - Ж. Батмунх тоже был ойратом (дербетом), и Ц. Элбэгдорж (нынешний президент Монголии) тоже из ойратов. Ойратов всегда стараются взять на работу, потому что они максимально приспособлены к условиям Монголии».
Помимо подобных «ойратских неомифов» и переселения ойратских групп на территорию халхаских аймаков, укрепляющего региональную идентичность, необходимо обратить внимание на современные этнопроцессуальные государственные практики и механизмы консолидации монголов. В демократической Монголии в качестве одного из фундаментов формирования новой общегражданской идентичности выбран образ Чингисхана. В результате государственной политики по внедрению данного образа во все сферы жизни монгольского общества происходит складывание новой «бесплеменной» общегражданской идентичности, построенной на едином этнониме – монгол.
Интересным остается то, что если в Монголии происходит отказ (в условиях халхаского окружения) от этнонима ойрат в пользу манифестации региональной идентичности, то в Калмыкии радикально настроенные национальные активисты предлагают заменить данным этнонимом наименование титульного народа республики. Но это уже сюжет для другого разговора.