header

Н.С. Гребенникова, профессор Горно-Алтайского  государственного  университета

А. Суразаков – ученый-археолог, культуролог, философ. Автор более 300 научных статей и публикаций по истории и культуре Горного Алтая. При этом ученый не ограничивается только сферой научных интересов, но с равной степенью таланта проявляет себя в сфере поэзии и прозы. А. Суразаков принадлежит к числу тех личностей, которые постоянно стремятся к творческой рефлексии, самосознанию. Философский склад ума определил направленность всего его творчества.

А. Суразаков опубликовал три поэтических сборника («Поэтическая триада», 2000, «Звездный ветер», 2003 и «Древо познания», 2011), которые объединены чувством планетарного сознания, осознанием глубокой органической связи человека со всей Вселенной, космосом. Обобщением поэтическо-философского космизма А. Суразакова может служить сборник «Поэтическая Триада», раскрывающий все грани и аспекты единения Большого Космоса (Вселенной) и Космоса Малого (Человека). Поэмы, входящие в сборник, сам А. Суразаков определил как сутры, намеренно отсылая читателя к духовным традициям Востока. При этом мысль поэта направлена не только на внешний мир, но и на самого себя. Он ищет свой «Путь самотворенья», свою «Дорогу Самосозиданий».

Кроме поэтических сборников им опубликовано три книги небольших рассказов, жанровую принадлежность которых  определить довольно трудно: «Галопом по Европам» (1993),. «Святой и  дьявол» (1993) и «Житейский океан»  (1995). Его художественная проза, связанная с ориентацией на философско-интеллектуальное переживание мира, стремлением осмыслить реальность через призму постоянной внутренней рефлексии, выявила особое качество – юмористическое мироощущение, которое вкупе с философской тенденциозностью, обилием культурологических реминисценций и аллюзий являет собой образец философско-юмористической прозы ученого. При этом все серьезные проблемы и идеи, волнующие автора, искусно переведены в реестр комического. В числе таких приоритетных универсальных тем А. Суразакова — эволюция человечества, планетарная система, совокупный разум земли, биосфера, общечеловеческое единство, гармония, добро и зло, любовь и ненависть, разум и невежество, вера и безверие. А. Суразаков, таким образом, демонстрирует способность воспринимать и репрезентировать многосложный мир с помощью самых разнонаправленных форм.

Итогом многолетних размышлений А. Суразакова о мире и месте человека в нем, о сопряженности человеческого бытия и Космоса стали два сборника под названием «Философские размышления». Первый вышел в 2006 году, второй – в 2012. Содержание обеих книг составили многочисленные публикации автора в разных научных журналах и изданиях с 1994 по 2012 год, которые в полной мере высвечивают мировоззренческие основы его жизненной и научной парадигмы, его картину мира.

«Философские размышления» А. Суразакова имеют особую жанровую природу. Едва ли их можно философскими в полном смысле этого слова, так как автор не стремится к созданию «чистого» жанра, не придерживается строгих жанровых форм, присущих собственно философскому дискурсу. Общеизвестно, что в основе философского текста лежит язык философии, представленный ее категориально-понятийным аппаратом, составляющим ядро философского языка. Исследование жанровой архитектоники «Философских размышлений» позволяет сделать вывод, что это особый мир текстов, отличающийся и от теоретических философских текстов, и от текстов художественной литературы. Подчас эти тексты, переступая границы, рождаются на «стыке» философии и художественной литературы.

А. Суразаков репрезентирует себя всеми возможными жанрами: очерком, эссе, обзорами и даже сутрами. Это скорее интеллектуальная публицистика, в которой сплавлены воедино философия, культурология, этика, этнография, история и теология. Иногда это просто мысли по поводу того или иного явления, о чем свидетельствует и сама манера рассуждений автора, подчас принимающая форму простого доверительного разговора с читателем. Да и сам автор не претендует на создание стройной и законченной философской системы. Его задачей является, как это сформулировано в кратком предисловии автора, «как бы наведение мостов между физическим и метафизическим» [1, с. 4]. «Философские размышления» отражают, на наш взгляд, в концентрированном виде картину мира автора, если рассматривать ее как сложно структурированную целостность, включающую три главных компонента – мировоззрение, мировосприятие и мироощущение.

Предпримем попытку рассмотреть своеобразие элементов и структуру этой картины мира. Их конфигурация – есть то, что отличает отдельного человека, отдельную субкультуру и, шире, каждый этнос от другого. Именно картина мира позволяет очертить мировоззренческую позицию человека, выявить те духовные ориентиры и исходные принципы, которые сформировали ее каркас.

Самое общее определение картины мира – это система представлений человека о мире и о его месте в нем, комплексное представление о конкретной действительности и о взаимоотношениях с ней человека [2, с. 54]. Картина мира, таким образом, целиком определяет своеобразие восприятия и интерпретации человеком любых событий и явлений. Она является чем-то вроде координатной сетки, определяющей смысл и содержание любых воспринимаемых человеком объектов и образов.

Содержание картины мира А. Суразакова характеризуется, прежде всего, масштабностью. А.В. Малинов, написавший первую рецензию на «Философские рассуждения» А. Суразакова, вычленяет в них три последовательных пласта: «философию космизма, популяризирующую принципы ноосферного мышления; социально-философские идеи, раскрывающие синтетический характер гуманитарного знания и системность социальных процессов и этнософию. <…> Все три рассмотренные в книге философские области связаны между собой» [3, с. 304].

«Размышления» состоят из нескольких структурно-смысловых частей, каждая из которых в содержательном отношении основана на ядерном концепте. В рамках данной статьи остановимся на двух из них – «Алтай» и «Космос». Основанием для подобного выделения является то, что именно в этих концептах актуализируются в концентрированном виде самые значимые единицы сознания автора, структурирующие его картину мира, его интенции как философа и определяют своеобразие его философского дискурса. Функциональная значимость этих концептов репрезентирует глобальную проблематику, глобальный контекст, единицы которого тесно связаны между собой.

Алтай занимает центральное место в «Философских размышлениях» А. Суразакова, что обусловлено его профессиональной деятельностью ученого-археолога. Это, прежде всего, изучение культурно-хронологического и социально-экономического развития населения, а также нематериальной культуры Горного Алтая? Что нашло отражение в таких работах, как «Алтай в центре евразийского этнокультурного синтеза», «Философия Горного Алтая», «Духовный ландшафт Алтая», «Мировоззренческие аспекты экологии Горного Алтая», «Духовный менталитет Алтая».

Алтай мыслится автором как один из духовных центов нашей планеты. «Одним из таких центров, несомненно, является наш Алтай, которому суждено сыграть в разворачивающемся цивилизационном процессе своеобразную роль Евразийской Эллады, распространяющей высокие духовные идеалы в пределах всего евразийского континента, - пишет А. Суразаков [4, с. 41]. Автор обосновывает это положение тем, что «население Горного Алтая в силу особенностей своего географического положения и ландшафта на протяжении тысячелетий выступало как своеобразный конденсатор евразийского культурного многообразия [1, с. 7]. Алтай рассматривается автором как центр евразийского этнокультурного синтеза. «Географическое его положение на стыке Великого пояса евразийских степей просторов Центральной Азии обусловило то, что в культуру населения здесь органично вплетены этнокультурные элементы почти всего Евразийского региона, - отмечает автор [1, с. 5]. Это естественно стимулировало интерес ученого к реконструкции мировоззренческих представлений номадов Горного Алтая: Суждения по этому вопросу представлены в таких статьях, как «Цивилизация и культура», «К изучению прошлых мировоззрений», «Метафизическая философия древних», «О реконструкции древних мировоззренческих представлений», «О реконструкции мировоззрения пазырыкских племен», «Мировоззрение пазырыкцев: представления о мировом древе».

Отмечая, что предложенная А.С. Суразаковым модель социальной структуры пазырыкского социума и интерпретация семантики отдельных обрядов пазырыкского искусства и реконструкции связанных с ним мировоззренческих представлений скотоводов была в определенной степени условной, тем не менее, она явилась, по мнению научного сообщества, важным шагом в развитии этого направления исследований, так как впервые был обобщен имеющийся материал по пазырыкской культуре.

Другим мощным смыслообразующим потенциалом в «Размышлениях» А. Суразакова является концепт «Космос», о чем свидетельствует активность его использования: «Космическое мышление», «Космическая философия», «Первоосновы мира», «Дыхание великого космического океана». Космизм в своей сути – это мировоззренческий феномен, в котором проявляется стремление связать воедино космос, жизнь и разум, а человека представить как неразрывную составную часть космоса. Основные задачи, которые входят в круг духовно-интеллектуальной области, обозначаемой как космизм – это определение планетарно-космических и вселенских «координат» эволюции земной жизни, бытия человека и человечества, поиск их космических корней и назначения. В стихотворении «Древо познания» А. Суразаков поэтически сформулировал свою цель – постичь «скрытый смысл миротворенья». В контексте «Философских размышлений» он определяет отношение человека и Космоса и предлагает свою программу продвижения человека к Абсолюту.

Его рассуждения о «ноосферном импульсе развития» сформировались под влиянием вывода основоположника учения о биосфере В.И. Вернадского о грядущем переходе человечества в ноосферу, в которой существенно возрастет общепланетарная роль человеческого разума. Автор считает, что в свое время «голос мыслителя не был услышан, и лишь к концу XX в. мысль эта обрела общественное звучание [1, с. 164]. К созданию философии будущего, по мнению А. Суразакова, относятся и «попытки формирования нового экологически ориентированного сознания, разработка принципов обновленной духовности (Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю.). Условно все эти направления можно объединить под одним общим названием – формирование ноосферного мышления, т.е. мышления нового типа, которое обновить жизненные устои общества начала третьего тысячелетия» [1, с. 145].

В рамках этой философии формируется и понимание человека, который по глубокому убеждению автора, «есть взаимосвязанная частица глобального Космического Разума, регулирующего жизнь стихий безбрежного силового океана Вселенной. Отсюда и предназначение у него творческое, направленное на создание гармонично организованного мира внутри себя и вокруг себя» [4, с. 76]. Исходя из такого понимания сути человека, А. Суразаков предлагает свою программу формирования (или переформатирования) человека на основе «тех знаний, что дают представление об основах оптимистического бытия» [4, с. 77], и помогают оптимально выстроить свой жизненный путь.

Эту программу, или «школу», автор называет «Евразийской Элладой», обозначив тем самым линию преемственности от такого значимого в истории мировой культуры явления, как эллинизм, в котором его привлекает «осмысленная установка на гармоничное развитие личности, а также межличностных отношений». Мир Евразийской Эллады автор видит «как мир Светлого Братства, высшими ценностями которого станут, с одной стороны, Мудрость, Мужество, Благородство, а с другой – Доброта, Любовь, Красота, а главным принципом взаимосвязей и взаимодействий выступят доброжелательные Взаимопонимание, Взаимоприятие и Сотрудничество [4, с. 78]. Понятийный фон этих лексем и образует, на наш взгляд, семантическое ядро концепта  «Космос». Его активная функциональная значимость в «Философских размышлениях» обусловлена тем, что эта единица авторского сознания является сквозной и активно вводится в сознание читателя, утверждая принципы нового ноосферного мышления. Принять это мышление, с точки зрения автора, это значит качественно обновиться, т.е., по сути, сотворить новое общество: «Так вот, вхождение в будущее, если мы ждем от него нового качества жизни, лежит через обновление наших базовых миропредставлений. И, в первую очередь, это, конечно же, подход к восприятию окружающего мира» [1, c. 121].

Обновление миропредставлений требует, в свою очередь, активной рефлексии как способа продуцирования мысли. Общеизвестно, что именно она является определяющим феноменом для философии и философствования. «Рефлексия, - считает С.И. Митина, -  предполагает обращение к самосознанию и понимается как осмысление жизни при помощи размышления, детального самоанализа» [5, с. 13]. Речь идет по существу о характере «Я»-образа в картине мира.

В «Философских размышлениях» А. Суразакова этот «Я»-образ выражен предельно отчетливо и проявляется он, прежде всего, в субъективных оценках явлений, попытке разработать собственную философскую концепцию. Таким образом, его картина мира кроме конкретики фактов и масштабных представлений, связанных с космосом, приобретает отчетливый экзистенциональный характер. В процессе философских размышлений автором осуществляется и рефлексивное конструирование модели собственной личности.

Экзистенциальность самой философской мысли, по мнению С.И. Митиной, связана с потребностью человека выявить цель и смысл своего существования [5, с. 11]. А. Суразаков во введении к первой книге «Философских размышлений» пишет: «Каждый человек есть философствующее существо, пытающееся по-своему объяснить окружающий мир, а также разъяснить уже самого себя миру» [1, с. 3]. Эта мысль автора подтверждает тезис Э. Берна, который утверждает, что «у каждого есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек ведет себя так, как будто истиной являются эти образы, а не представляемые ими объекты» [6, с. 64]. Экзистенциальное А. Суразакова отображает особенности его интеллектуального и духовного пути, его концептуальные находки и прозрения, или, по замечанию А.В. Малинова, «интуиции» [3, с. 310].

Картина мира имеет еще один признак – эмоциональную окрашенность. «Философским размышлениям» А. Суразакова абсолютно чуждо деструктивное начало – антропологический пессимизм, эсхатологические или апокалипсические настроения. Абсурду и дисгармонии мира он противопоставляет красоту и гармонию, настойчивый поиск фундаментальных оснований и смыслов человеческой жизни. Об этом свидетельствует одна из сутр, которыми заканчиваются обе книги, в которой автор рассуждает о «смысле жизненных начал, //что заполняют мирозданье//своим тончайшим содержаньем» [4, с. 152].

Глобальной интенцией «Философских размышлений» А. Суразакова является репрезентация своей профессиональной и мировоззренческой позиции в пространстве социального бытия. Ценность «Философских размышлений» А. Сурзаракова, на наш взгляд,  в том, что они выполняют несколько основных функций: гносеологическую, аксиологическую и общественно-преобразующую. Обращение автора к жанру «размышлений» можно рассматривать как способ самоидентификации, самопознания и самовыражения, связанных с расширением сферы самопознания личности и ее жизненного горизонта.

Интерфакс-Россия