header

mongolia9Владислав Терентьев, аспирант Горно-Алтайского государственного университета

Монголия, и особенно её западная часть, в XXI веке продолжает оставаться сокровищницей этнокультурного наследия. Монголы могут служить примером консервации и трансляции этничности в условиях социалистической и современной глобализаций, объективно не способствующих сохранению традиций. Но сегодня, несмотря на это, монгольское общество в лице молодого поколения, усваивая ценности западного мира, все чаще демонстрирует тенденции интегрирования в современное общемировое культурное пространство.


Традиционно-бытовая культура в своём первозданном виде сохраняется в сельской местности, и ещё долго будет служить определяющей стратегией существования в таких депрессивных в социально-экономическом плане регионах как, например, Западная Монголия.
В стране действует несколько десятков заповедников и национальных парков, но система контроля и обеспечения их должного функционирования не развита, и такие земли охраняются государством только на бумаге. Функции инспекторов сводятся к сбору денег с заезжающих на данную территорию людей. Так обстоят дела повсеместно, в том числе и на озере Увс-нуур, котловина которого является международным биосферным заповедником. Это место популярно как среди местных жителей, так и среди туристов. Но рекреационная индустрия здесь фактически не развита, отсутствуют места сбора мусора, туалеты, в результате чего отходы оставляют в двух-трёх метрах береговой линии. Возможно, он с определённой периодичностью вывозится за пределы заповедника, но времени, которое он успевает пролежать, достаточно для выделения в почву вредных веществ или для того, чтобы его разнесли по акватории обитающие здесь птицы.
Если подобные картины разворачиваются на особо охраняемых территориях, то вполне очевидно состояние экосистем остальной Монголии. Ещё одной важной проблемой является уничтожение археологических памятников. Некоторые из них поставлены на государственный учёт, но большая часть остаются вне сферы контроля соответствующих инстанций. Поэтому особенно актуальной выступает проблема сохранения наследия, отражающего древнюю и современную историю и культуру Монголии, в максимально гармоничном сочетании с живой окружающей средой.
Монголия славится своими чистейшими озёрами, пока ещё не потревоженными человеком в промышленных масштабах. На первое место здесь выходит Котловина Больших озёр – одна из крупнейших бессточных областей Земли. Котловина Больших озер – обширная межгорная впадина, окаймленная горами Монгольского и Гобийского Алтая на юге и западе, отрогами Хангая на востоке, хребтом Танну-Ола на севере и занимает площадь более 100 тыс. кв. км. Высота над уровнем моря – 750-2000 м. Самые крупные озёра – Увс-нуур, Хяргас-нуур, Хар-нуур, Хар-Ус-нуур, расположенные в пределах Ховд и Увс аймаков. К ним примыкают высокогорные озера Ачит-нуур и Уурэг-нуур. Протяженность Котловины с севера на юг 600 км, а с запада на восток 160 километров.
Наиболее перспективным в плане музеефикации историко-культурного наследия выступает котловина озера Уурэг-нуур, расположенного у подножия хребта Цагаан-Шувуут-уул (3496 м) и отделённого им на севере от Республики Тыва. Экспедицией КемГУ в течение 2009-2010 гг. были обследовано побережье озера с целью фиксации памятников этнокультурного наследия современного населения котловины – кочевых дербетов – и археологических объектов. Доехать до озера (со стороны Республики Алтай РФ) можно по маршруту, ведущему из сомонного (районного) центра Цагааннуур в аймачный центр Улаангом (около 120 км грунтовой дороги без мостов через разветвленное русло реки Бухмурэн и без каких-либо дорожных указателей).
Известно, что наилучшей формой сохранения и транслирования этнокультурной самобытности аборигенного населения того или иного региона являются экомузеи. Профессором КемГУ В.М. Кимеевым была выдвинута идея создания экомузея на Уурэг-нууре. Для его проектирования предлагалось, помимо всего прочего, максимально учитывать характерные только для местных жителей – дербетов – черты традиционно-бытовой культуры. Создание экомузея без отрыва основной массы населения от традиционной хозяйственной деятельности – кочевого и полукочевого скотоводства – не только не будет разрушать традиционное природопользование и бытовой уклад, но и, наоборот, будет способствовать денежному инвестированию, которое можно направить на улучшение социально-экономической ситуации в регионе.
В результате экспедиции 2011 г. губернатору Увс аймака был предложен пилотный проект будущего экомузея. Во время полевых исследований был выявлен ряд удобных мест на берегу озера для установки гостевых юрт и юрт-столовых для туристов. Полученные материалы были положены в основу проекта первого в Монголии экомузея Увс аймака на озере Уурэг-нуур.
На следующий год было запланировано участие в экспедиции кемеровских биологов для комплексного изучения котловины озера Уурэг-нуур как экосистемы. Также планировалось проведение раскопок наиболее представительных археологических объектов с последующей целью их реконструкции и включения в зону охраны экомузея. Но в результате проведения в Монголии парламентских (2012 г.) и президентских выборов (2013 г.) к власти в стране пришла бывшая оппозиционная проамериканская Демократическая партия, в результате чего с руководящих постов были смещены представители Монгольской народно-революционной партии, к числу которых относился и губернатор Увс аймака. Таким путем все договоренности по созданию первого в Монголии экомузея сошли на нет, поскольку у новой власти данная идея не вызвала энтузиазма.
В отличие от экомузеев Среднего Притомья (Кемеровская область), по опыту создания которых разрабатывался экомузей в Монголии, где приходится реконструировать социокультурную реальность и возрождать этнические традиции аборигенов и русских, в Монголии эта реконструкция не имеет смысла. Необходимо лишь сделать этнокультурное пространство озера доступным для любого туриста путём формирования инфраструктуры и экскурсионных маршрутов, чтобы находящиеся здесь в огромном количестве памятники историко-культурного наследия «заговорили» языком понятным каждому приехавшему.
Таким образом, не только известное отсутствие инфраструктуры, дорог и, в целом, асфальтированного покрытия тормозит развитие туризма в Западной Монголии. Становление системы охраны памятников и дальнейшей их популяризации затрудняет не всегда продуманная культурная политика.

 

DSCN3194

DSCN3244
Подготовил к публикации Алексей Ивашкин.

Интерфакс-Россия