header

В околонаучных кругах бытует   мнение, что  ислам   преимущественно восточная религия.  Но это не  совсем  так.   Мусульмане проживают и   в Сибири, и   Западной Монголии,   и в Западном Китае.  Не говорим  уже о  соседнем государстве – Казахстане.  Там ислам -  исповедует большинство населения.  Есть  мусульманская община и в Республике Алтай.  В Горно-Алтайске построена большая мечеть, которая носит имя Аскара Зиянурова.

Наш корреспондент встретился   с муфтием  Республики Алтай  Жанболатом Охтаубаевым  и попросил его ответить на  несколько вопросов.

 

- Жанболат  Аятпекович,   нашим читателям небезынтересна история зарождения мусульманской общины в Республике Алтай. Когда официально она была зарегистрирована?

- Это было в 1993 году.  Религиозную деятельность  на территории   молодой Республики Алтай начал  Амангельды  Дюсенбинович Кобдобаев. Он обучался в Казахстане, там получил религиозное образование.  Отправной точкой стало село Жана-Аул Кош-Агачского района. Там была открыта первая  мечеть, где он начал обучать детей и прихожан высокогорья. В 1994-1995 годах   трое  казахов, наших земляков отправились в Турцию. Это   Ерболат Бегенов,  Жоламан Осатаев и Куан Джапаров.   После  полугодового обучения они вернулись на родину  и  начали   свою деятельность в  Кош-Агачском районе.  Вскоре  Бегенов  стал имамом  в  районном центре. Потом открыли мечеть в селе Тобелер. И далее   наша религия стала получать более широкое распространение. В 2000 году мы  получили  участок под строительство мечети  в Горно-Алтайске, залили фундамент. Главным спонсором строительства был Аскар Зиянуров. После  ухода из жизни  дело продолжили его родственники, друзья.   Нам помогали все  диаспоры Республики Алтай, Казахстана. Получали помощь из Турции. И в памятный день  28 сентября 2013 года   мы открыли главную мечеть. К нам сегодня приходят,  приезжают десятки мусульман  из нашего региона, из соседних республик. На пятничную молитву, например,    собираются до ста прихожан.

-А какие наиболее значимые мусульманские праздники существуют и как их  отмечают на Алтае. Учитывается ли национальный  колорит  в ходе их празднования? И вообще накладывают ли национальные особенности  нашего субъекта   на деятельность   мусульманской общины Республики Алтай?

- Два раза  в году мы отмечаем  главные праздники мусульман: Курбан-Байрам и Ураза-Байрам. Тогда  в мечети собирается до 500 человек. Прихожане, конечно,  все не входят  внутрь, некоторые совершают молитву во дворе. И это при  том, что в республике открыто  девять мечетей.  Наибольшее количество прихожан там, где компактно проживают казахи. Это в Кош-Агачском районе. Там  верующих  до 600 человек.  Если в высокогорье – это казахи, то в нашей мечети среди прихожан можно встретить   представителей других  диаспор. На пятничную молитву собираются таджики, узбеки, уйгуры, татары, азербайджанцы.  В дни главных мусульманских праздников у всех прихожан  обычно хорошее настроение. С пожеланиями добра и здоровья обращаемся ко всем, кто встречается: знакомый или незнакомый человек, оказываем помощь малоимущим, дарим подарки,  приносим пожертвования. Словом, каждый мусульманин старается  сделать доброе дело. Это очень важно. В исламе нет таких понятий, как нация или национальность. Для веры главное, что человек  - мусульманин. Исповедовать ислам может немец или русский.  Повторяю:  национальность не играет роли в вероисповедании.

-Поддерживают ли связи члены местной  мусульманской общины с общинами  в других российских регионах, за рубежом?

- С  общинами  на территории Российской Федерации мы, конечно, поддерживаем связи. А вот  с зарубежными,  кроме Казахстана и Кыргызтана,  нет. Раньше  встречались, обменивались мнениями  с представителями турецких   религиозных общественных организаций,  но известные  события прошлого года наложили  свой отпечаток  на наше общение, мы его  просто- напросто прекратили.  Дружеские отношения   налаживаются с  религиозными организациями Баян-Ульгийского аймака Республики Монголия. Там  тоже компактно проживают лица казахской национальности, исповедующие ислам.  С  представителями других государств  межрелигиозных связей  у нас нет.

-Жанболат Аятпекович,   каково отношение  мусульман Алтая к  международным  террористическим и экстремистским организациям, а также к деятельности России в борьбе с запрещенными в РФ организациями «ИГИЛ», «Джебхат ан Нусра»?

- Скажу так: есть ислам, есть терроризм.  Это полярные понятия. Террористические организации никакого отношения к исламу, как религии, не имеют. Ведь  ислам выступает против убийства, против какого-либо насилия, а терроризм сеет смерть, ненависть, вражду.   Это против  основ нашей веры. Террористы только прикрываются исламом, а на самом деле – это просто бандиты, у которых нет ни моральных, ни нравственных устоев и главное -  веры.  Поэтому   у нашей общины резко отрицательное отношение к деятельности  запрещенных  в России и других странах таких террористических организаций, как «ИГИЛ» и «Джебхат ан Нусра». Мы, конечно, поддерживаем    те меры, которые предпринимает России в борьбе с  международным терроризмом и экстремизмом.  Откровенно говоря,   экстремисты,  когда творят  беззаконие, просто прикрываются исламом,  тем самым дискредитируют  нашу  веру, религию.

- Бывают  ли  среди мусульманских паломников в  страны Ближнего Востока  представители   местной религиозной общины?

-Да. 14 паломников из Кош-Агачского района совершили нынче хадж в Саудовскую Аравию.

-Какую работу проводит руководство местной мусульманской общины по профилактике экстремизма и терроризма?

- Во время  чтения молитв, проповедей мы руководствуемся    главными заповедями ислама, стараемся донести до молодых прихожан, их семей опасность террористических организаций, в том числе и зарубежных, разоблачаем  культ экстремизма, который навязывают нам     идеологи  от религии, который  пропагандируется в  сети интернет. Проводим  индивидуальные беседы, предостерегаем тех, кто колеблется в основах ислама, в основах веры и, заблуждаясь,  пытается встать на скользкий путь экстремизма.

Беседовал Алексей ИВАШКИН.