header

Нынешнее поколение молодых людей, наверняка, вообще не знает о легковом автомобиле марки «ЗАЗ-695». Раньше в народе его называли «Запорожцем» или «Горбачём». Да, в пятидесятые, шестидесятые годы прошлого века такие малолитражки колесили по дорогам СССР. И купить их в те времена было довольно сложно. В одной из центральных газет публиковался фельетон «Запорожец» за Дунаем». Речь в материале шла о том, что такие машины в основном продавались в странах социалистического содружества: в Венгрии, Румынии, Болгарии. А в СССР для покупки надо было выстоять очередь длиною в пять, а то и в десять лет.

Популярная была машина, отличавшаяся надёжностью, проходимостью, хорошими эксплуатационными качествами, простотой. А в моторе было всего 28 лошадиных сил. Но везли лошадки четырех седоков довольно резво. Машина развивала скорость до 100 километров в час.

Однако на смену этим малолитражкам в конце семидесятых пришли «Жигули», ставшие самым популярным автомобилем в СССР. А «Запорожцы», увы, в лучшем случае дослуживали свой и без того недолгий автомобильный век в глухих деревнях, или дожидались разборки на металлолом в старых гаражах, а то и просто ржавели, рассыпались на огородах сельчан.

Одну из таких стоянок «автохлама» случайно под Бийском обнаружил слесарь-ремонтник из Кызыл-Озёка Александр Бушанов. Он давно мечтал найти и своими руками восстановить автомобиль прошлого века с тем, чтобы вдохнуть в него вторую жизнь. Ну, была у человека такая мечта! Выбор на «ЗАЗ-695» пал не случайно. Александра привлекала эта ушедшая в историю марка не только своими высокими ходовыми качествами, но и оригинальным дизайном. Дело в том, что две двери у «Запорожца» открывались не по ходу движения, а против, как у довоенных легковушек.

Не только внешний вид, но и начинка машины в 2013 году представляли жалкое зрелище. Однако все агрегаты были свои, заводские, даже вращавшееся рулевое колесо, изготовленное по особой технологии, имело штамп «ЗАЗ» - «Запорожский автомобильный завод». Важно и то, что на легковушку были документы.

По словам Александра, над восстановлением машины пришлось повозиться не один год. Пришлось искать оригинальные запчасти, производство которых было прекращено почти 60 лет назад. И ни в каком автомагазине они давно не продавались. Некоторые узлы стоили недёшево, причём все они были «б/у». И над ними тоже пришлось серьёзно поработать, приложить руки, проявить смекалку.

Но чем сложнее была задача, тем с большим азартом пытался её решить Александр. Восстанавливал двигатель и ходовую часть в течение четырёх лет. Много времени отнимали телефонные звонки в разные российские уголки, поездки за узлами и агрегатами. Но терпения автору проекта было не занимать. Если чего-то не находил, то приходилось прибегать к токарным работам, потом тщательно подгонять каждую гайку, каждый болт, заниматься сваркой, чинить то, что никто и никогда бы не стал делать.

В конце 2019 года автор собственного проекта впервые завел двигатель полностью восстановленной машины и тронулся с места. Радости не было предела. Старый «Запорожец» поехал. А потом была покраска кузова и много мелких работ по доводке машины.

В РЭО ГИБДД легковушка прошла регистрацию, получила государственные номера и стала полноправным членом огромного автосообщества. Важно, что она не подводит своего хозяина. Даже в зимние холода Александр легко запускает мотор своего «Запорожца» и выезжает на трассу, удивляя встречных водителей. Конечно, «Запорожец»- это не «Лексус», «Хонда» или «Ниссан», да и неправильно было бы ставить в одну линейку иномарки с ретро-авто. Это не просто машина ушедшего времени, а машина, в которую хозяин вложил частицу своей души.